15. Идейная импровизация


Играем и находим эффективные решения систематических проблем (20 минут на раунд)

Играть не значит быть легкомысленным бездельником или действовать так, будто ничего важного не случится. Напротив, в игре друг с другом мы раскрываемся как свободные личности, готовые к сюрпризам; всё происходящее в игре имеет значение, а быть серьёзным значит бояться непредсказуемых последствий и упускать возможности. Быть серьёзным значит стремиться к заранее сделанному выводу. Играть значит быть готовым к безграничным возможностям. — Джеймс Карс

Что это даёт?

Вы настраиваете группу на быстрое обучение и перемены к лучшему за счёт мобилизации сразу трёх уровней знаний: (1) явные знания, которыми обмениваются участники; (2) неявные знания, которые открываются участникам, когда они наблюдают за коллегами; (3) латентные знания, то есть новые идеи, которые возникают в процессе и дорабатываются совместными усилиями. Такое мощное сочетание может послужить источником перемен и, наряду с этим, привносит элемент игры в серьёзную работу. Участники находят и инсценируют решения систематических и запутанных проблем. На сессию приглашаются самые разные люди для инсценировки простых шагов, которые помогут решить проблему. Инновационные идеи, представленные в миниатюрах-импровизациях, складываются постепенно, из частей или кусков, которые можно использовать как вместе, так и по отдельности. Так, в игровой форме, можно легко справиться с самой сложной работой.

Пять структурных элементов — Минимальные требования

  1. Настрой и приглашение к участию
    • Предложите участникам вспомнить проблему, с которой они регулярно сталкиваются в работе и которая отнимает много сил, а затем поэкспериментировать и инсценировать ситуацию и возможные варианты развития событий, чтобы в процессе изобрести новые решения.
  2. Организация пространства и необходимые материалы
    • Открытое пространство или сцена у стены или в центре помещения.
    • Возможно, для инсценировки понадобятся декорации.
    • Стулья, расставленные небольшими группами, чтобы хватило на всех участников.
  3. Вовлечённость участников
    • Все вовлечены в процесс либо как актёры, либо как зрители.
    • Несколько желающих на роль «актёров».
    • Остальные выступают в роли зрителей и экспертов / критиков, затем объединяются с актёрами в процессе сотворчества.
  4. Формирование групп
    • Небольшая группа актёров на «сцене».
    • Все остальные в роли зрителей — в маленьких группах вокруг или у сцены.
  5. Этапы и распределение времени
    • Объясните участникам, чем и как вы будете заниматься. 2 минуты
    • Подготовьте и расставьте декорации, опишите сценарий, который будет разыгран, и возможные роли. 3 минуты
    • Актёры на сцене разыгрывают сценарий. 3–5 минут
    • Каждая группа зрителей проводит итоговое обсуждение по методу «1-2-4-все» и определяет удачные и неудачные части постановки. 5 минут
    • Затем зрители в каждой группе складывают вместе удачные куски постановки в новый прототип, а добровольцы инсценируют полученную версию только для своей группы. 5 минут
    • Если зрители из какой-то группы посчитали, что им удалось улучшить прототип, то добровольцы из этой группы выходят на сцену и разыгрывают свою версию перед всеми собравшимися. 3–5 минут
    • Проведите необходимое число раундов, чтобы разработать один или несколько хороших прототипов, которые можно воплотить в жизнь.

ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели

  • В процессе игры подвести людей к новому образу мышления: идейная импровизация — это репетиция настоящей жизни.
  • Разбить задание, которое кажется запутанным, на несколько простых частей.
  • Задействовать коллективное воображение в решении запутанных проблем.
  • Вырваться за рамки закоснелых привычек, которые не способствуют переменам.
  • Найти увлекательную и забавную альтернативу скучным и непродуктивным тренингам.
  • Наладить взаимодействие сотрудников разного профиля и из разных функциональных подразделений.
  • Сделать так, чтобы люди учились у коллег, которые знают, как надо себя вести, чтобы справляться с проблемами.

Полезные советы

  • Старайтесь обеспечить максимально разнообразный состав участников — приглашайте людей из разных отделов, специалистов разного профиля.
  • Для поиска содержательных тем и интересных сюжетных линий используйте структуры «Диалоги открытий и действий» и «Простая этнография».
  • Подумайте о введении трёх дополнительных ролей в зависимости от сложности сценария: помощник режиссёра, художественный руководитель и ведущий.
  • Переиграйте сцены, которые не заставили воображение работать и не привели к появлению новых идей.
  • Попросите участников отказаться от предрассудков и домыслов, поставив себя на место других. К примеру, врач может сыграть медсестру, а медсестра — врача, студент и профессор тоже могут поменяться ролями.
  • Попросите художественного руководителя деликатно менять участников ролями по мере необходимости.