31. Разработка экоцикла


Анализируем комплекс мероприятий и взаимоотношений, чтобы понять, что помогает, а что мешает прогрессу (95 минут)

Что это даёт?

Вы анализируете весь комплекс мероприятий, чтобы определить, какие элементы испытывают нехватку ресурсов, а какие — стопорят прогресс, и за счёт этого устраняете типичные проблемы, которые снижают эффективность. «Разработка экоцикла» позволяет привлечь к анализу, планированию и расстановке приоритетов всех, кто задействован в работе, и отказаться от традиционной практики, когда решения принимаются небольшой группой людей «за закрытыми дверьми». Благодаря экоциклу каждый участник может увидеть не только лес, но и отдельные деревья, то есть понять, как его/её действия вписываются в более широкий контекст взаимодействия с другими. «Разработка экоцикла» приглашает лидеров вырваться за рамки обычных вопросов развития и эффективности и уделить внимание созидательному разрушению и обновлению. Экоцикл стимулирует гибкость, стойкость и устойчивость за счёт того, что в процессе планирования учтены все четыре фазы развития.

Пять структурных элементов — Минимальные требования

  1. Настрой и приглашение к участию
    • Предложите группе провести анализ, расставить приоритеты и распределить текущие действия по четырём фазам развития: рождение, зрелость, созидательное разрушение и обновление.
    • Попросите группу составить список действий, связанных с каждой фазой: действия, которые ускоряют рост в фазе рождения; действия, которые увеличивают продолжительность или повышают эффективность фазы зрелости; действия, которые удаляют сухостой или компост — то есть косные практики — в фазе созидательного разрушения; действия, которые объединяют творческих людей или готовят почву для рождения новых идей в фазе обновления. Лидирующая роль в зависимости от фазы отводится «предпринимателю», «руководителю», «еретику» или «сетевику».
  2. Организация пространства и необходимые материалы
    • Помещение с пустой ровной стеной, открытое пространство, чтобы участники могли беспрепятственно перемещаться перед стеной.
    • Стулья, чтобы участники могли сесть группами по четыре человека; по желанию — небольшие круглые столы.
    • По карте «Экоцикл» на каждого участника и одна настенная демонстрационная карта большого формата.
    • Стикеры для каждого действия.
  3. Вовлечённость участников
    • Участвует все вовлечённые в работу сотрудники, независимо от должности и функций.
    • Все равны, и каждый может сделать свой вклад.
  4. Формирование групп
    • 1-2-4-все
    • Небольшие группы для выработки плана действий.
  5. Этапы и распределение времени
    • Расскажите о концепции экоцикла и раздайте пустые карты участникам. 5 минут
    • Попросите участников составить собственные списки действий: «Составьте список действий (проектов, инициатив), которые занимают время рабочей группы (например, отдела, функционального подразделения или компании в целом)». 5 минут
    • Попросите участников разбиться на пары и определить положение действий в экоцикле. 10 минут
    • Пусть участники объединятся в группы из четырёх человек и окончательно утвердят положение каждого действия на карте экоцикла. 15 минут
    • Предложите группам записать действия на стикеры и создать огромную карту во всю стену, куда участники по очереди приклеят свои стикеры. 15 минут
    • Попросите группу посмотреть на проделанную работу и проанализировать схему размещения действий. Предложите сосредоточиться на тех действиях, положение которых не вызвало разногласий. Спросите: «Какие действия надо созидательно разрушить или перестать совершать, чтобы продвинуться вперёд? Какие уже знакомые или новые действия помогут продвинуться вперёд?». 15 минут
    • В маленьких группах придумайте первоочередные шаги в отношении каждого действия, которое необходимо прекратить (которое попало в «ловушку косности»). 10 минут или более, в зависимости от количества действий и групп.
    • В маленьких группах придумайте первоочередные шаги в отношении каждого действия, которое необходимо начать или для которого нужно больше ресурсов (действия, попавшие в «ловушку бедности»). 10 минут или более, см. выше.
    • Попросите группы сосредоточиться на всех действиях, по которым нет согласия. Кратко обсудите разногласия, возникшие при размещении действий на карте. По возможности придумайте первоочередные шаги по каждому. 10 минут

ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели

  • Определить приоритеты.
  • Сбалансировать портфель стратегий.
  • Выявить непродуктивные участки и возможности для высвобождения ресурсов.
  • Озвучить и услышать все точки зрения сразу.
  • Повысить устойчивость к потрясениям путём совместной реорганизации программ.
  • Охватить всю картину целиком и рассмотреть детали: увидеть не только лес, но и деревья.

Полезные советы

  • Если вы проводите сессию «Разработка экоцикла» впервые, не стоит сразу браться за портфель рыночных стратегий. Начните с более простой программы, с чего-то осязаемого и понятного всем.
  • Напомните участникам, что каждая фаза экоцикла считается неотъемлемой частью здоровой организации.
  • Точно определите область или тип обсуждаемых действий: следите, чтобы действия были сопоставимы по масштабу и значению.
  • Изучите ситуацию не только изнутри, но и со стороны (полезно привлекать разных участников и клиентов).
  • Тщательная подготовка к каждой фазе, включая выработку точных критериев, не всегда полезна.
  • При необходимости проведите второй раунд.
  • Определение «ловушек» косности и бедности и выявление действий, попавших в ловушки, запускает процесс поиска решений.
  • Ознакомьтесь с наработками профессора Бренды Циммерман на сайте Change-Ability и отрывком из её книги Edgeware в разделе «Публикации».