18. Аквариум взаимодействия


Передаём ценные знания и навыки большому сообществу (35–70 минут)

Что это даёт?

Взаимодействуя с небольшой группой людей, обладающих реальным практическим опытом, члены большого сообщества стремительно перенимают знания, учатся применять новые подходы и открывают в себе творческие способности. В ходе аквариумной сессии «носители» опыта становятся в маленький круг внутри большого круга, образованного остальными участниками. Люди внутреннего круга добились определённых успехов в решении проблемы, которая интересует людей внешнего круга. Структура аквариума такова, что люди внутреннего круга «освещают» свои достижения, обмениваясь опытом в ходе беседы друг с другом. Неформальная обстановка позволяет наладить прямой контакт между двумя группами и обеспечивает непрерывный поток вопросов и ответов. Это идеальные условия, чтобы учиться друг у друга, поскольку участники самостоятельно находят ответы на свои вопросы в рамках рабочих групп. Теперь уж точно нет смысла навязать чужой опыт!

Пять структурных элементов — Минимальные требования

  1. Настрой и приглашение к участию
    • Попросите участников в «аквариуме» описать свой опыт (что было хорошо, что — плохо, а что никуда не годится) в произвольной форме, просто и доступно. Предложите им представить, что зрителей нет, а сами они рассказывают друг другу истории за кружкой пива в баре или в пробке по пути в аэропорт. Решительно попросите их не обращаться к зрителям (к участникам внешнего круга).
    • Попросите участников за пределами аквариума слушать, наблюдать за языком жестов, а потом в маленьких группах сформулировать вопросы.
  2. Организация пространства и необходимые материалы
    • Круг из 3–7 стульев в центре комнаты.
    • Микрофоны для внутреннего круга, если в группе больше 30–40 человек.
    • По возможности небольшая сцена или высокие барные стулья, чтобы людям внешнего круга было лучше видно происходящее внутри.
    • Группы из 3–4 стульев, расставленные по периметру внутреннего круга, чтобы хватило всем участникам.
    • Если участников много, подготовьте дополнительные микрофоны для вопросов из внешнего круга.
  3. Вовлечённость участников
    • Все участники во внутреннем круге равны и могут сделать свой вклад.
    • Все участники во внешнем круге равны и могут задавать вопросы.
  4. Формирование групп
    • Внутренний круг из 3–7 человек.
    • Внешний круг из множества небольших групп-спутников по 3–4 человека.
    • «1-2-4-все» для итогового обсуждения.
  5. Этапы и распределение времени
    • Расскажите, как образуется «аквариум» и в какой последовательности выполняется задание. 2 минуты
    • Разговор во внутреннем круге продолжается до тех пор, пока сам собой не сходит на нет. 10–25 минут
    • Группы-спутники во внешнем круге формулируют свои наблюдения и вопросы. 4 минуты
    • Люди из аквариума отвечают на полученные вопросы. Взаимодействие между внутренним и внешним кругами продолжается в том же духе до тех пор, пока не будут даны ответы на все вопросы. 10–25 минут
    • Обсудите итоги в формате «Ч³ (Что? И что? Так и что теперь?)» и спросите: «Что теперь кажется возможным?». 10–15 минут

ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели

  • Ввести всех участников в курс дела: познакомить с реальным практическим опытом и представить им все возможные вопросы и ответы о новых начинаниях.
  • Создать условия для появления новых идей.
  • Освободить место для воображения и опыта каждого участника.
  • Научить участников слушать, рассказывать истории, выявлять закономерности, задавать вопросы и наблюдать.
  • Отдать должное первопроходцами и новаторам, получившим реальный практический опыт (зачастую опыт их связан с ошибками и испытанием новых подходов).

Полезные советы

  • Для внутреннего круга выбирайте только тех, у кого есть реальный личный опыт (независимо от служебного положения).
  • Для аквариума (внутреннего круга) выбирайте представителей определённых ролей и функций, которым надо скоординировать действия, чтобы добиться успеха.
  • Побуждайте участников внутреннего круга приводить конкретные, наглядные примеры, а не просто делиться мнениями.
  • Посоветуйте участникам внутреннего круга представить, что они сидят в машине или баре, общаются и рассказывают истории.
  • Попросите участников делиться не только историями успеха, но и негативным опытом (по принципу «хороший, плохой, злой»).
  • Строго следите за выполнением правил «никаких монологов» и «разговариваем друг с другом, а не с внешним кругом»!
  • Соберите ВСЕ вопросы внешнего круга до того, как «рыбы» возобновят беседу.
  • Позвольте «рыбам» выбрать вопросы для рассмотрения, опираясь на общую схему.
  • Настройте участников на позитивный лад и поощряйте эмоциональные, живые рассказы.