5. Метод позитивной оценки


Определяем и погружаемся в глубинные причины успеха (1 час)

Что это даёт?

Менее чем за час группа любого размера может составить список условий, необходимых для достижения успеха. Обмен «скрытыми» историями успеха помогает испытать озарение и почувствовать спонтанный импульс к положительным переменам. Поиск работающих схем и глубинных причин успеха настраивает на позитивный лад. Участники делятся историями успеха вместо типичных унылых разговоров о проблемах и заряжаются энергией. Реальные истории из практики подтверждают социальную значимость локальных решений, показывают обнадёживающие модели развития событий, способствуют формированию инновационного мышления и учат распознавать признаки успеха. Вы помогаете преодолеть такую тенденцию, когда организации выделают недостаточно ресурсов на социальную поддержку, лежащую в основе успеха, но переоценивают финансовую поддержку, время и техническое сопровождение.

Пять структурных элементов — Минимальные требования

  1. Настрой и приглашение к участию
    • Сформулируйте задание: «Вспомните, как вы с коллегами работали над какой-то задачей и остались довольны полученным результатом. Расскажите историю. Как всё происходило? Что привело к успеху? Выберите себе в напарники человека, которого не очень хорошо знаете».
  2. Организация пространства и необходимые материалы
    • Неограниченное число групп.
    • Стулья, чтобы участники могли сесть лицом друг к другу; столы не нужны.
    • Бумага для пометок.
    • Флипчарт для записи историй и ресурсов / условий.
  3. Вовлечённость участников
    • Все вовлечены.
    • Каждому отводится равное количество времени, и каждый может сделать свой вклад.
  4. Формирование групп
    • Сначала в парах, затем в группах по четыре человека.
    • Пусть группы будут разнородными.
  5. Этапы и распределение времени
    • Опишите последовательность шагов, укажите тему или поясните, какие истории хотите услышать от участников. 3 минуты
    • В парах: участники по очереди задают друг другу вопросы, каждый рассказывает историю успеха, уделяя внимание факторам, которые помогли добиться успеха. 7–10 минут на каждого; 15–20 минут всего.
    • В группах по четыре человека каждый участник пересказывает историю своего напарника (напарницы). Попросите участников обратить внимание на закономерности — похожие условия / ресурсы, которые поспособствовали успеху, — и записать. 15 минут на группы из четырёх человек.
    • Запишите выводы и закономерности, которые заметила вся группа, на флипчарте. При необходимости подведите итоги. 10–15 минут
    • Задайте участникам два вопроса: «Что мы делаем для поддержания ресурсов и условий, которые ведут к успеху?» и «Что ещё можно сделать, чтобы добиться большего?». Используйте структуру «1-2-4-все» для обсуждения вопросов. 10 минут

ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели

  • Настроиться на конструктивную работу, начав с положительной ноты.
  • Зафиксировать и распространить неявные знания об успешном практическом опыте.
  • Найти путь, который приведёт всю группу к успеху.
  • Использовать силу ожиданий, чтобы спровоцировать положительные действия (эффект Пигмалиона).
  • Побудить участников к взаимному обмену знаниями, создать атмосферу взаимного уважения, помочь сплочению коллектива.
  • Дать разрешение на исследование сложных или запутанных задач.
  • Придумать классную общую легенду, к примеру, «как мы наводим порядок в условиях полного хаоса».
  • Создать почву для инновационных идей, в положительном смысле безумных, за счёт быстрого повторения циклов интервью.

Полезные советы

  • Трансформируйте болезненные и негативные темы: «При каких обстоятельствах мы добились успеха, пусть и небольшого?».
  • Начните так: «Расскажите историю о времени, когда… ».
  • Пусть каждый участник придумает название истории, рассказанной напарником / напарницей.
  • Предложите провести ещё несколько интервью в парах, прежде чем переходить к закономерностям.
  • Попросите участников подмечать, когда они дают оценку (правильно / неправильно) и придумывают способ помочь, и «отпускать» такие мысли.
  • Пусть истории и закономерности будут видны всем участникам.
  • Опирайтесь на опыт специалистов, практикующих Метод позитивной оценки, — http://appreciativeinquiry.case.edu/