33. От постановки цели к практике (ПП)


Разрабатываем пять важнейших элементов устойчивой и успешной инициативы (2 часа)

Наше время отмечено самым настоящим кризисом. И как бы ни хотелось верить в обратное, мы не победим его — даже проявив упорство — покуда не изменим тактику. — Чарлз Джонстон

Что это даёт?

Применение метода ПП на начальном этапе инициативы позволяет участникам объединить усилия и разработать все элементы успешной реализации такой инициативы. Сначала группа находит общую цель (то есть пытается сформулировать, почему предстоящая работа важна для каждого участника и коллектива). Все дополнительные элементы: принципы, участники, структура и методики — призваны помочь достижению цели. Участники совместно решают, какими должны быть пять элементов, и приходят к пониманию того, как им лучше организовать свою работу, чтобы добиться успеха. Если речь идёт о масштабной инициативе, метод ПП позволяет привлечь к разработке большую группу.

Пять структурных элементов — Минимальные требования

  1. Настрой и приглашение к участию
    • Пригласите членов группы (всех или большую часть) к разработке новой инициативы, а именно — пяти важнейших элементов, включая цель, принципы, участников, структуру и методы.
  2. Организация пространства и необходимые материалы
    • Стулья и небольшие столы для работы в группах по четыре человека.
    • Большая стена с пятью листами бумаги — по одному на каждый элемент.
    • По пять листов бумаги каждому участнику — по одному листу на каждый из пяти элементов.
  3. Вовлечённость участников
    • Вовлечены все, кто участвует в запуске инициативы.
    • Все равны, и каждый может сделать свой вклад.
  4. Формирование групп
    • 1-2-4-все
    • Все участвуют в окончательном утверждении каждого элемента.
  5. Этапы и распределение времени
    • Познакомьте участников с концепцией ПП, расскажите о пяти элементах и связанных с ними вопросах, раздайте чистые рабочие листы. 5 минут
    • Чтобы прояснить суть «постановки цели», спросите участников: «В чём важность этой работы для вас и коллектива в целом?».
    • Проведите раунд микроструктуры «1-2-4», чтобы участники могли поделиться идеями и историями, которые относятся к «цели». 10 минут
    • Участники в четвёрках сравнивают результаты, отбирают и дорабатывают лучшие идеи. 10 минут
    • Все участники собираются вместе, делятся основными выводами и утверждает окончательные варианты «цели». 10 минут
    • По очереди проработайте остальные элементы ПП, повторив три этапа структуры «1-2-4-все». Будьте готовы вернуться к предыдущим элементам для доработки (процесс может проходить нелинейно и несколько хаотично). Чтобы направить разработку оставшихся элементов в нужное русло, используйте эти вопросы:
    • Принципы: «Какие правила мы должны соблюдать, чтобы добиться поставленной цели?».
    • Участники: «Кто может помочь достижению нашей цели и кого необходимо подключить к процессу?».
    • Структура: «Как нам организовать управление (на макро- и микроуровне) и распределить ответственность в интересах достижения цели?».
    • Методы: «Что мы собираемся делать? Что мы предложим пользователям / клиентам и каким образом мы это сделаем?».
    • После проработки каждого элемента задавайте вопрос: «Не привнёс ли этот элемент нечто новое, в связи с чем требуется пересмотреть предыдущие элементы?». 5 минут
    • Когда закончите с разработкой, попросите участников посмотреть на все пять элементов в комплексе. Пусть участники в маленьких группах составят список возможных дальнейших шагов при помощи метода «Что, и что, так и что теперь?», а потом соберутся все вместе и выберут приоритетные действия. 15 минут
    • Попросите участников регулярно пересматривать проект ПП после запуска инициативы и корректировать элементы с учётом полученного опыта.

ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели

  • Задействовать творческий потенциал каждого участника в разработке общего будущего.
  • Отказаться от практики планирования «за закрытыми дверьми» с участием небольшой группы экспертов.
  • Собрать воедино все элементы, необходимые для запуска и реализации инициативы, и за счёт этого избежать дробления процесса.
  • Разработать инновационные стратегии, которые можно быстро воплотить и распространить благодаря тому, что каждый вносит свой вклад в их создание и чувствует себя сопричастным.
  • Повысить устойчивость к потрясениям за счёт справедливого распределения полномочий.
  • Научиться быстро адаптировать тот или иной элемент к изменившимся обстоятельствам.

Полезные советы

    • Самый важный шаг — создать мощную, безумно привлекательную «цель». Возможно, структуры «Девять почему», «Метод позитивной оценки» или «ТРИЗ» помогут вам углубиться.
    • Цель может быть чем-то позитивным, что вы намерены начать / создать, или чем-то негативным, что вы намерены прекратить.
    • Работайте по принципу быстрых циклов, иногда возвращайтесь назад, чтобы продвинуться вперёд.
    • Возможно, потребуется провести не одну сессию, а весь процесс растянется на несколько недель и даже месяцев.
    • Элемент «структура» требует наиболее творческого подхода с отказом от управления по принципу «сверху-вниз» в пользу распределения ответственности между членами группы. Метафоры (например, «А что если мы представим структуру в виде комнатного цветка-паучка?») и визуальные образы стимулируют творческое мышление.
    • Осознание того, что «надо» и «нельзя» делать, часто приходит с реальным положительным или негативным опытом.
    • Решайте сложные задачи в маленьких группах и не сбавляйте темп.
    • Соблюдайте регламент, и если требуется больше времени, проведите второй раунд.
    • Полагайтесь на опыт членов группы и побуждайте их делиться историями взлётов и падений.
    • Предложите участникам прислушаться к интуиции по мере погружения в процесс.