20. Совместное рисование


Проникаем в глубины сознания и определяем дальнейшие шаги при помощи невербального языка (40 минут)

Живое воображение подчиняет себе всё тело. — Аристотель

Что это даёт?

Вы помогаете найти путь к скрытым знаниям — чувствам, установкам и мотивам, которые сложно выразить словами. Когда люди устали и больше не могут мыслить логически, вы можете подтолкнуть их к идеям за пределами логики и постепенно подвести к осознанию имеющихся возможностей. Истории о личных или групповых трансформациях можно рассказать при помощи пяти простых символов, обладающих универсальным значением. Атмосфера игры в процессе сотворчества позволяет участникам осознать, что многое возможно, а впереди их ждут новые ответы. «Совместное рисование» борется с культурой, где слово возведено в абсолют и шансы на появление чего-то нового ограничены. Эта структура позволяет создать новую площадку для самовыражения и раскрыть потенциал людей, чьи идеи в противном случае могли бы и вовсе не родиться.

Пять структурных элементов — Минимальные требования

  1. Настрой и приглашение к участию
    • Попросите участников рассказать историю о личной или общей проблеме без слов — при помощи пяти простых символов.
  2. Организация пространства и необходимые материалы
    • Чистая стена или мольберты / флипчарты с бумагой для рисования.
    • Маркеры на водной основе; мягкая пастель, если хотите добавить красок.
  3. Вовлечённость участников
    • Участвуют все, нарисовать пять простых символов может каждый.
    • Все участники рисуют одновременно.
  4. Формирование групп
    • Участники самостоятельно практикуются в рисовании символов.
    • Участники самостоятельно делают первый и второй эскизы.
    • Участники объединяются в небольшие группы по 1–4 человека и интерпретируют рисунки.
    • Вся группа для итогового обсуждения (используйте метод «1-2-4-все» в больших группах).
  5. Этапы и распределение времени
    • Познакомьте участников с идеей совместного рисования — нарисуйте пять символов и расскажите о значении каждого из них. 5 минут
    • Круг = целостность;
    • Прямоугольник = поддержка;
    • Треугольник = цель;
    • Спираль = перемена;
    • Человечек [крестик] = отношения.
    • Предложите участникам попрактиковаться в рисовании пяти символов: круга, прямоугольника, треугольника, спирали и человечка. 5 минут
    • Попросите каждого участника при помощи пяти символ, не прибегая к словам, подготовить первый черновик истории о том, какой путь был пройден для решения проблемы или поиска новой идеи. 10 минут
    • Предложите участникам подготовить второй черновик, в котором необходимо доработать историю, изменив размер, положение и цвет символов. 10 минут
    • Пусть каждый участник попросит другого участника или членов группы интерпретировать свой рисунок. Напомните, что автору рисунка нельзя говорить. 5 минут
    • Обратитесь ко всей группе с вопросом: «Итак, о чём говорят рисунки?». Используйте метод «1-2-4-все» с большими группами. 5 минут

ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели

  • Осознать или понять то, к чему нельзя прийти при помощи вербальных или линейных методов.
  • Задействовать все уровни знаний для поиска инновационных идей (явные, неявные, скрытые / возникающие в процессе).
  • Дать участникам понять, что они стоят на пороге новых открытий.
  • Осмыслить и глубже понять общую картину и комплексную динамику.
  • Сплотить членов группы.

Полезные советы

  • Напомните участникам, что качество рисунка не имеет значения: «Особых художественных навыков не требуется, не надо стремиться к совершенству. Детские рисунки выглядят забавно и заставляют воображение работать!».
  • Не помогайте участникам рисовать.
  • Помогите участникам принять то, что проявляется в рисунках (без сюрпризов не обойтись).
  • Нарисуйте или покажите пример истории, чтобы помочь другим участникам перейти от теории к практике.
  • Сфотографируйте и запишите на видео, как участники рисуют.
  • Верните рисунки участникам, когда все соберутся в группу.
  • Помните, что рисование обладает огромным терапевтическим эффектом; будьте готовы к мощному эмоциональному отклику.