19. Слышим, видим, уважаем (СВУ)


Вместе с коллегами тренируем способность внимательно слушать и сопереживать (35 минут)

Эмпатия помогает выйти из тупика предрассудков. Она позволяет черпать силы в партнёрстве и сотворчестве и решать самые запутанные проблемы. — Доминик Бартер

Что это даёт?

Вы стимулируете развитие эмпатической способности ставить себя на место других. Часто так бывает, что мы не можем сразу получить ответ на вопрос или найти верное решение. Умение распознавать такие ситуации и реагировать на них с эмпатией позволяет улучшить «культурный климат» и построить доверительные отношения в группе. Метод СВУ учит людей правильно реагировать на ситуации — не давать невыполнимых обещаний и не перегибать палку с контролем. Члены группы замечают нежелательные модели поведения и вместе работают над тем, чтобы перейти к более продуктивным отношениям. Участники начинают проявлять больше сопереживания и на собственном опыте убеждаются в преимуществах такого подхода.

Пять структурных элементов — Минимальные требования

  1. Настрой и приглашение к участию
    • Предложите участникам в парах рассказать друг другу о ситуациях, когда они чувствовали, что их не слышат, не замечают или не уважают.
    • Попросите слушателей не перебивать, можно только задавать вопросы «А дальше?» или «Что было потом?».
  2. Организация пространства и необходимые материалы
    • Стулья, чтобы участники сидели напротив друг друга, почти касаясь коленями.
    • Столы не нужны.
  3. Вовлечённость участников
    • Всем отводится равное количество времени, чтобы по очереди побыть рассказчиком и слушателем.
  4. Формирование групп
    • Участники разбиваются на пары и рассказывают истории.
    • Затем объединяются в группы по четыре человека и обсуждают, что произошло.
  5. Этапы и распределение времени
    • Расскажите о цели метода СВУ: научиться слушать без оценки и попыток что-то исправить. 3 минуты
    • По очереди каждый участник в течение семи минут рассказывает историю о том, как его / её НЕ слышали, не видели, не уважали. 15 минут
    • Напарники делятся друг с другом впечатлениями, полученными в роли слушателя или рассказчика: «Каково это — рассказывать мою историю? Каково это — слушать твою историю?». 5 минут
    • Участники в группах из четырёх человек делятся наблюдениями, используя тактику «1-2-4», и отвечают на вопрос: «Какие закономерности проявляются в историях? Насколько важной вы считаете эту закономерность?». 5 минут
    • Все вместе участники отвечают на вопрос: «Как метод СВУ поможет решить выявленные проблемы? Какие ещё раскрепощающие структуры можно использовать?» 5 минут

ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели

  • Показать, насколько часто у людей возникает чувство, что их не слышат, не видят, не уважают.
  • Показать, как часто из-за нашего поведения люди чувствуют, что их не слышат, не видят, не уважают.
  • Научить членов группы слушать, налаживать связь, сопереживать.
  • Обратить внимание на то, как много всего можно сделать, если просто слушать.
  • Научиться больше полагаться друг на друга в запутанных или новых ситуациях.
  • Дать возможность катарсиса и исцеления после конфликтной ситуации.
  • Научить руководителей определять, в каких ситуациях лучше просто слушать, а не пытаться решить проблему.

Полезные советы

    (знакомство с методом СВУ)

  • Скажите: «Ваш партнёр может быть готов раньше вас. Первая история, которая приходит на ум, зачастую — самая лучшая».
  • Позаботьтесь о создании психологически безопасной обстановки и скажите: «Не надо рассказывать самую болезненную историю, которая приходит на ум».
  • В этих же целях напомните участникам: «Не забывайте о конфиденциальности и праве рассказчика на личную жизнь. Уточните, какие детали истории можно рассказать другим, а какие нельзя».
  • Скажите: «В роли слушателя старайтесь подмечать, когда в вашей голове возникают оценочные суждения (правильно / неправильно) или когда вы придумываете, как помочь. Отпускайте такие мысли».