Проникаем в глубины сознания и определяем дальнейшие шаги при помощи невербального языка (40 минут)
Живое воображение подчиняет себе всё тело. — Аристотель
Что это даёт?
Вы помогаете найти путь к скрытым знаниям — чувствам, установкам и мотивам, которые сложно выразить словами. Когда люди устали и больше не могут мыслить логически, вы можете подтолкнуть их к идеям за пределами логики и постепенно подвести к осознанию имеющихся возможностей. Истории о личных или групповых трансформациях можно рассказать при помощи пяти простых символов, обладающих универсальным значением. Атмосфера игры в процессе сотворчества позволяет участникам осознать, что многое возможно, а впереди их ждут новые ответы. «Совместное рисование» борется с культурой, где слово возведено в абсолют и шансы на появление чего-то нового ограничены. Эта структура позволяет создать новую площадку для самовыражения и раскрыть потенциал людей, чьи идеи в противном случае могли бы и вовсе не родиться.
Пять структурных элементов — Минимальные требования
- Настрой и приглашение к участию
- Попросите участников рассказать историю о личной или общей проблеме без слов — при помощи пяти простых символов.
- Организация пространства и необходимые материалы
- Чистая стена или мольберты / флипчарты с бумагой для рисования.
- Маркеры на водной основе; мягкая пастель, если хотите добавить красок.
- Вовлечённость участников
- Участвуют все, нарисовать пять простых символов может каждый.
- Все участники рисуют одновременно.
- Формирование групп
- Участники самостоятельно практикуются в рисовании символов.
- Участники самостоятельно делают первый и второй эскизы.
- Участники объединяются в небольшие группы по 1–4 человека и интерпретируют рисунки.
- Вся группа для итогового обсуждения (используйте метод «1-2-4-все» в больших группах).
- Этапы и распределение времени
- Познакомьте участников с идеей совместного рисования — нарисуйте пять символов и расскажите о значении каждого из них. 5 минут
- Круг = целостность;
- Прямоугольник = поддержка;
- Треугольник = цель;
- Спираль = перемена;
- Человечек [крестик] = отношения.
- Предложите участникам попрактиковаться в рисовании пяти символов: круга, прямоугольника, треугольника, спирали и человечка. 5 минут
- Попросите каждого участника при помощи пяти символ, не прибегая к словам, подготовить первый черновик истории о том, какой путь был пройден для решения проблемы или поиска новой идеи. 10 минут
- Предложите участникам подготовить второй черновик, в котором необходимо доработать историю, изменив размер, положение и цвет символов. 10 минут
- Пусть каждый участник попросит другого участника или членов группы интерпретировать свой рисунок. Напомните, что автору рисунка нельзя говорить. 5 минут
- Обратитесь ко всей группе с вопросом: «Итак, о чём говорят рисунки?». Используйте метод «1-2-4-все» с большими группами. 5 минут
ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели
- Осознать или понять то, к чему нельзя прийти при помощи вербальных или линейных методов.
- Задействовать все уровни знаний для поиска инновационных идей (явные, неявные, скрытые / возникающие в процессе).
- Дать участникам понять, что они стоят на пороге новых открытий.
- Осмыслить и глубже понять общую картину и комплексную динамику.
- Сплотить членов группы.
Полезные советы
- Напомните участникам, что качество рисунка не имеет значения: «Особых художественных навыков не требуется, не надо стремиться к совершенству. Детские рисунки выглядят забавно и заставляют воображение работать!».
- Не помогайте участникам рисовать.
- Помогите участникам принять то, что проявляется в рисунках (без сюрпризов не обойтись).
- Нарисуйте или покажите пример истории, чтобы помочь другим участникам перейти от теории к практике.
- Сфотографируйте и запишите на видео, как участники рисуют.
- Верните рисунки участникам, когда все соберутся в группу.
- Помните, что рисование обладает огромным терапевтическим эффектом; будьте готовы к мощному эмоциональному отклику.