Сортируем задачи: простые, сложные, комплексные и хаотичные (45 минут)
Если бы мне дали час на решение задачи, от которой зависела бы моя жизнь, то 55 минут я бы потратил на то, чтобы точно сформулировать вопрос… — Альберт Эйнштейн
Что это даёт?
Вы учите участников избегать такой частой ошибки, когда при поиске решения не учитывается характер задачи. Ответив на два вопроса, можно распределить все задачи по четырём категориям: простая, сложная, комплексная и запутанная. Задача является простой, когда её наверняка можно решить легко повторяемыми способами. Задача считается сложной, когда экспертам требуется разработать комплексное решение, которое точно даст желаемый результат. Задача относится к категории комплексных, когда есть несколько решений, но точный результат нельзя предсказать. Запутанной считается та задача, которая возникла в хаотичных условиях, не способствующих поиску решения. Описать эти различия поможет отдалённая аналогия: простая задача — это, к примеру, готовить по рецепту, сложная — послать ракету на Луну, комплексная — воспитывать ребёнка, а хаотичная — это как игра «прикрепи хвост ослу». Несоответствие решений характеру задач может привести к хроническим проблемам, и чтобы избежать этого, в качестве первого шага, для определения типа задач рекомендуем использовать «Матрицу сопоставления раскрепощающих структур» из пятой главы.
Пять структурных элементов — Минимальные требования
- Настрой и приглашение к участию
- Предложите участникам распределить текущие задачи / проблемы по четырём категориям: простые, сложные, комплексные и запутанные.
- Попросите их поместить каждую задачу в матрицу в зависимости от ответов на два вопроса: Какова степень согласия между участниками в отношении задачи / проблемы и способа решения? Какова степень определённости и предсказуемости результатов, к которым должно привести предложенное решение?
- Попросите участников подумать, какие подходы они используют или собираются использовать для решения каждой задачи / проблемы, а затем оценить, насколько решения соответствуют характеру задач, и выявить несоответствия.
- Организация пространства и необходимые материалы
- Стулья, чтобы участники могли сесть группами по 4–6 человек; по желанию — небольшие круглые столы.
- Длинная пустая стена с ватманом, на котором нарисована большая матрица.
- По одному листу с матрицей на каждого участника.
- Стикеры и маркеры для каждого участника.
- Вовлечённость участников
- Участвуют все члены рабочей команды или подразделения (не только лидеры).
- Все равны, и каждый может сделать свой вклад.
- Формирование групп
- Участники самостоятельно дают начальные оценки.
- Небольшие группы по 4–6 человек.
- Все вместе.
- Этапы и распределение времени
- Попросите каждого участника самостоятельно составить список проблем или задач, которыми он / она занимается. 5 минут
- Участники продолжают работать самостоятельно и распределяют задачи по матрице. 5 минут
- Попросите участников обсудить результаты в парах. 5 минут
- Пригласите участников к обсуждению в группах из 4–6 человек, чтобы понять, где мнения совпадают / расходятся, а где есть несоответствия. 10 минут
- Попросите участников приклеить стикеры с задачами на большую матрицу на стене. 5 минут
- Попросите участников разбиться на небольшие группы и проанализировать проделанную работу: «Какую закономерность вы видите? Есть ли какие-то несоответствия, на которые нам стоит обратить внимание?». 5 минут
- Все участники собираются вместе, чтобы обменяться мнениями и принять решение о дальнейших действиях. 10 минут
ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели
- Упростить работу за счёт сопоставления задач с подходами к их решению.
- Определить, как эксперименты на локальном уровне могут помочь в решении более масштабных проблем.
- Показать всем и каждому, с какими задачами сталкиваются люди в организации.
- Уменьшить фрустрацию у людей, которые не справляются с основными задачами, за счёт выявления неподходящих решений.
- Создать условия для обмена мнениями между отделами и уровнями.
Полезные советы
- Проясните, какие виды задач и действий можно включить в повестку дня.
- Пусть участники начнут работать самостоятельно, затем в парах, а потом переходите к групповым обсуждениям.
- Не осуждайте участников за выбор того или иного места для своих действий.
- Обратите внимание на задачи, которые можно отнести к нескольким категориям. Задайте вопрос: «К этой задаче применимы разные определения? Как она может быть одновременно простой и комплексной?».
- Ознакомьтесь с наработками профессора Бренды Циммерман на сайте Change-Ability.