1. 1-2-4-Все


Вовлекаем всех в процесс выработки вопросов идей и предложений (12 минут)

Что это даёт?

Вы можете задействовать всех участников сразу независимо от размера группы. Идеи становятся лучше, а времени на их поиск уходит меньше. Вы обращаетесь к скрытым знаниям и воображению — заранее неизвестно, откуда придёт решение. Начинается открытый, продуктивный разговор. Предложения молниеносно фильтруются. Самое главное, участники сами подают идеи, что упрощает их дальнейшую проработку и реализацию. Никаких стратегий одобрения! Всё просто и изящно!

Пять структурных элементов — Минимальные требования

  1. Настрой и приглашение к участию
    • Сформулируйте вопрос по одной из озвученных проблем, требующих решения, или по выдвинутому предложению. Например: «Какие возможности, на ВАШ взгляд, помогут продвинуться в этом деле? Как бы вы вышли из ситуации? Какие идеи или действия можете Вы порекомендовать?»
  2. Организация пространства и необходимые материалы
    • Неограниченное число групп
    • Место для работы лицом к лицу в парах и группах по четыре человека
    • Стулья и столы по желанию
    • Бумага для записи наблюдений и идей участниками
  3. Вовлечённость участников
    • Вся группа вовлечена в процесс (как правило, ведущий наблюдает)
    • Все равны, и каждый может сделать свой вклад
  4. Формирование групп
    • Сначала участники работают самостоятельно, затем в парах, в группах по четыре человека, и под конец — все вместе
  5. Этапы и распределение времени
    • Участники самостоятельно обдумывают общую проблему, озвученную в форме вопроса (например: «Какие возможности, на ВАШ взгляд, помогут продвинуться в этом деле? Как бы вы вышли из ситуации? Какие идеи или действия можете порекомендовать?») 1 минута
    • Генерируем идеи в парах, опираясь на результаты самостоятельной работы. 2 минуты
    • Обсуждаем и дорабатываем идеи в группах из четырёх человек. Обращаем внимание на сходства и различия. 4 минуты
    • Задайте вопрос: «Какая из обсуждаемых идей показалась вам наиболее интересной?» Каждая группа делится с остальными одной важной идеей (при необходимости весь цикл повторяется). 5 минут

ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели

  • Задействуем каждого участника в поиске ответов
  • Разрываем порочный круг чрезмерной опеки и контроля
  • Создаём безопасное пространство, где все высказываются на равных
  • Выражаем невысказанное и обеспечиваем разнообразие мнений
  • Повышаем качество высказываемых наблюдений и идей
  • Естественным путём приходим к согласию и взаимопониманию

Полезные советы

  • Подготовьте всё необходимое, чтобы участники могли самостоятельно поразмышлять в спокойной обстановке перед обсуждением идей в парах
  • Попросите участников записывать идеи в ходе самостоятельной работы
  • Используйте звонок для объявления следующего этапа
  • Строго соблюдайте временные рамки, при необходимости проведите ещё один раунд
  • Если группа большая, на этапе «все» сократите число общих идей до трёх-четырёх
  • Пусть координатор или помощник запишет остальные идеи
  • Пусть каждая группа поделится одной идеей — повторяться нельзя
  • Процесс выработки идей не должен переходить в групповое обсуждение
  • Воздержитесь от оценки, визуализируйте идеи, дайте волю фантазии!
  • В случае заминки попробуйте другую форму выражения (например, импровизацию, зарисовки, рассказы)
  • Следите, чтобы в группе соблюдалось правило: «Когда один говорит, остальные молчат»
  • Проведите второй раунд, если не удалось раскачаться!

Подходы и приёмы

  • Записывайте или зарисовывайте идеи, по мере того как они поступают от групп
  • Во втором и третьем раундах используйте стикеры
  • Для проработки идей используйте микроструктуры Design Storyboards, Improv Prototyping, Ecocycle Planning
  • Объедините группы из четырёх человек в группы по восемь, учитывая пожелания участников. Коллега Лиз Рикерт называет это «принципом осьминога».

Примеры

  • После выступления или презентации, когда важно получить содержательный отклик (вопросы, комментарии, идеи), вместо привычного обращения к аудитории со словами «Есть вопросы?».
  • В группе руководителей проводится по два раунда микроструктуры «1-2-4-все» вместо куда менее воодушевляющего еженедельного совещания.
  • Для начала непринуждённой беседы после объявления темы встречи
  • В группе, которая собралась для разбора проблемы или рассмотрения возможных изменений
  • Для смены направления дискуссии, если она утратила смысл или когда участники зашли в тупик
  • Вместо «лидера», который подсказывает людям, как им думать и поступать (как будто невзначай)
  • Для группы, на которую чрезмерно влияет лидер
  • Прочитайте рассказ Крэйга Йитмана: использование микроструктуры «1-2-4-все» на практике для принятия решения о слиянии, «Как упростить процесс коллегиального принятия важных решений»

Источник: Структуру разработали Генри Липманович и Кейт Маккэндлс.