Вовлекаем всех в процесс выработки вопросов идей и предложений (12 минут)
Что это даёт?
Вы можете задействовать всех участников сразу независимо от размера группы. Идеи становятся лучше, а времени на их поиск уходит меньше. Вы обращаетесь к скрытым знаниям и воображению — заранее неизвестно, откуда придёт решение. Начинается открытый, продуктивный разговор. Предложения молниеносно фильтруются. Самое главное, участники сами подают идеи, что упрощает их дальнейшую проработку и реализацию. Никаких стратегий одобрения! Всё просто и изящно!
Пять структурных элементов — Минимальные требования
- Настрой и приглашение к участию
- Сформулируйте вопрос по одной из озвученных проблем, требующих решения, или по выдвинутому предложению. Например: «Какие возможности, на ВАШ взгляд, помогут продвинуться в этом деле? Как бы вы вышли из ситуации? Какие идеи или действия можете Вы порекомендовать?»
- Организация пространства и необходимые материалы
- Неограниченное число групп
- Место для работы лицом к лицу в парах и группах по четыре человека
- Стулья и столы по желанию
- Бумага для записи наблюдений и идей участниками
- Вовлечённость участников
- Вся группа вовлечена в процесс (как правило, ведущий наблюдает)
- Все равны, и каждый может сделать свой вклад
- Формирование групп
- Сначала участники работают самостоятельно, затем в парах, в группах по четыре человека, и под конец — все вместе
- Этапы и распределение времени
- Участники самостоятельно обдумывают общую проблему, озвученную в форме вопроса (например: «Какие возможности, на ВАШ взгляд, помогут продвинуться в этом деле? Как бы вы вышли из ситуации? Какие идеи или действия можете порекомендовать?») 1 минута
- Генерируем идеи в парах, опираясь на результаты самостоятельной работы. 2 минуты
- Обсуждаем и дорабатываем идеи в группах из четырёх человек. Обращаем внимание на сходства и различия. 4 минуты
- Задайте вопрос: «Какая из обсуждаемых идей показалась вам наиболее интересной?» Каждая группа делится с остальными одной важной идеей (при необходимости весь цикл повторяется). 5 минут
ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели
- Задействуем каждого участника в поиске ответов
- Разрываем порочный круг чрезмерной опеки и контроля
- Создаём безопасное пространство, где все высказываются на равных
- Выражаем невысказанное и обеспечиваем разнообразие мнений
- Повышаем качество высказываемых наблюдений и идей
- Естественным путём приходим к согласию и взаимопониманию
Полезные советы
- Подготовьте всё необходимое, чтобы участники могли самостоятельно поразмышлять в спокойной обстановке перед обсуждением идей в парах
- Попросите участников записывать идеи в ходе самостоятельной работы
- Используйте звонок для объявления следующего этапа
- Строго соблюдайте временные рамки, при необходимости проведите ещё один раунд
- Если группа большая, на этапе «все» сократите число общих идей до трёх-четырёх
- Пусть координатор или помощник запишет остальные идеи
- Пусть каждая группа поделится одной идеей — повторяться нельзя
- Процесс выработки идей не должен переходить в групповое обсуждение
- Воздержитесь от оценки, визуализируйте идеи, дайте волю фантазии!
- В случае заминки попробуйте другую форму выражения (например, импровизацию, зарисовки, рассказы)
- Следите, чтобы в группе соблюдалось правило: «Когда один говорит, остальные молчат»
- Проведите второй раунд, если не удалось раскачаться!
Подходы и приёмы
- Записывайте или зарисовывайте идеи, по мере того как они поступают от групп
- Во втором и третьем раундах используйте стикеры
- Для проработки идей используйте микроструктуры Design Storyboards, Improv Prototyping, Ecocycle Planning
- Объедините группы из четырёх человек в группы по восемь, учитывая пожелания участников. Коллега Лиз Рикерт называет это «принципом осьминога».
Примеры
- После выступления или презентации, когда важно получить содержательный отклик (вопросы, комментарии, идеи), вместо привычного обращения к аудитории со словами «Есть вопросы?».
- В группе руководителей проводится по два раунда микроструктуры «1-2-4-все» вместо куда менее воодушевляющего еженедельного совещания.
- Для начала непринуждённой беседы после объявления темы встречи
- В группе, которая собралась для разбора проблемы или рассмотрения возможных изменений
- Для смены направления дискуссии, если она утратила смысл или когда участники зашли в тупик
- Вместо «лидера», который подсказывает людям, как им думать и поступать (как будто невзначай)
- Для группы, на которую чрезмерно влияет лидер
- Прочитайте рассказ Крэйга Йитмана: использование микроструктуры «1-2-4-все» на практике для принятия решения о слиянии, «Как упростить процесс коллегиального принятия важных решений»
Источник: Структуру разработали Генри Липманович и Кейт Маккэндлс.