Открываем, изобретаем и проговариваем частные решения хронических проблем (25–70 минут)
Живите сейчас вопросами. Быть может, вы тогда понемногу, сами того не замечая, в какой-нибудь очень дальний день доживёте до ответа. — Райнер Мария Рильке
Что это даёт?
С помощью ДОДов группа или коллектив может открыть методы работы и модели поведения, которые помогают отдельным людям (без дополнительных ресурсов и при таких же сдерживающих факторах) более эффективно решать проблемы по сравнению с коллегами. Это так называемые позитивные девиантные (ПД) модели поведения или методы работы. ДОДы позволяют членам группы, отдела или сообщества самостоятельно находить ПД-модели. ДОДы создают благоприятные условия для творчества в безопасном пространстве, поэтому участники могут изобретать новые, более эффективные методы работы. Участники перестают сопротивляться переменам, как только получают свободу выбора в отношении методов работы, которые они попробуют внедрить, и проблем, которые они будут решать. ДОДы позволяют принять непосредственное участие в разработке решений.
Пять структурных элементов — Минимальные требования
-
- Настрой и приглашение к участию
Предложите участникам поговорить о неявных или скрытых решениях общей проблемы, которые применяются в рабочей группе, в отделе или коллективе. Попросите людей, заинтересованных в решении проблемы, объединиться в небольшую группу и поучаствовать в ДОДе. В группе последовательно задайте семь вопросов:
-
-
- Откуда вы знаете, что существует некая проблема «X»?
- Каков ваш вклад в эффективное решение проблемы «X»?
- Что мешает вам не совершать / совершать эти действия на регулярной основе?
- Вы знаете кого-то, кто много раз решал проблему «X» и может преодолевать барьеры? Какие действия или меры помогли добиться успеха?
- У вас есть какие-нибудь идеи?
- Что необходимо сделать, чтобы реализовать их? Добровольцы?
- Кого ещё надо привлечь к работе?
- Организация пространства и необходимые материалы
- ДОДы проводятся в привычной для участников обстановке.
- Группы могут стоять или сидеть вокруг стола.
- Бумага, флипчарт или программное обеспечение и проектор для записи важных выводов и предлагаемых действий.
- Вовлечённость участников
- Фасилитатор озвучивает вопросы.
- Все желающие могут присоединиться и поучаствовать в обсуждении.
- Все равны, и каждый может сделать свой вклад.
- Формирование групп
- Ассистент помогает фасилитатору делать записи.
- В группе может быть 5–15 человек.
- Важно обеспечить разнородность группы с точки зрения ролей и опыта участников.
- Этапы и распределение времени
- Обозначьте цель обсуждаемой инициативы и ДОДа, затем попросите всех по кругу рассказать немного о себе. 5 минут
- Задайте семь вопросов по очереди, в том порядке, в котором они приведены в «приглашении». Адресуйте вопросы группе в целом и дайте каждому участнику возможность высказаться по всем вопросам. Убедитесь, что ассистент успевает записывать размышления и предложения участников — ценные идеи могут появиться в самый неожиданный момент. 15–60 минут
- Попросите ассистента резюмировать: что предлагается сделать и кого привлечь к решению проблемы. 5 минут
-
ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели
-
-
- Привлечь рядовых сотрудников к поиску решений сложных проблем.
- Выявить неявные и скрытые модели поведения и методы работы, которые в положительном смысле отклоняются от нормы.
- Создать почву для новых решений.
- Вдохновить участников, без принуждения, на такое поведение, которое способствует решению сложных проблем.
- Обеспечить устойчивость перемен за счёт того, что они исходят непосредственно от людей, выполняющих работу, а не привносятся извне или навязываются.
- Решить локальные проблемы локальными методами и передать импульс в другие отделы.
- Наладить взаимодействие между сотрудниками, которые обычно не пересекаются при решении проблем, поскольку работают на разных уровнях и в разных функциональных подразделениях.
-
Полезные советы
-
-
- Вопрос № 2 часто состоит из двух частей: как проблема сказывается на человеке лично и как она влияет на других. К примеру, «Что вы делаете, чтобы защититься от инфекций, и что вы делаете, чтобы предотвратить распространение инфекций?» или «Что вы делаете, чтобы поддерживать интерес студентов, и что вы делаете, чтобы поддерживать свои силы и энтузиазм?».
- Проводите ДОДы, когда что-то препятствует участию, а участники пытаются эти препятствия свести к минимуму.
- Не приглашайте участников заранее, импровизируйте, когда будете на месте, пусть приглашение к участию будет неожиданным.
- Создайте неформальную обстановку, начните со знакомства и уместной шутки.
- Поддерживайте визуальный контакт и будьте наравне с группой (вы не должны сидеть выше или в стороне).
- Не говорите больше остальных, призывайте участников делиться историями и находить реально выполнимые действий.
- Изучите пример «Инсценировка изменения поведения для остановки инфекций» в третьей части: реальные истории из практики.
- Если вы заметили, что мысленно оцениваете происходящее как правильное или неправильное, досчитайте до десяти и «отпустите» эти мысли, прежде чем что-нибудь сказать (возможно, вам потребуется помощь ассистента или коллеги-фасилитатора).
- Избегайте оценочных формулировок (к примеру, «это хорошая идея») и дайте участникам возможность высказывать собственные оценки.
- Проявите реальный интерес к вкладу каждого участника, но не отвечайте на вопросы самостоятельно: пусть люди сами расскажут, кто выполняет работу.
- Не давайте и не берите задания!
- Не судите себя слишком строго: чтобы хорошо освоить этот метод фасилитации, надо много практиковаться. Попросите ассистента дать обратную связь.
-