16. Эвристика в помощь


Изучаем на практике прогрессивные способы помогать другим, принимать помощь и просить о помощи (15 минут)

Нельзя постоянно помогать людям, делая за них то, что они могут и должны делать сами. — Авраам Линкольн

Что это даёт?

Участники разбираются в собственных привычках и схемах взаимодействия. Структура «Эвристика в помощь» позволяет проверить на практике, как можно изменить свой способ взаимодействия с другими при помощи ряда методик. Эвристические правила — это ярлыки, которые помогают людям выделить важное в новой ситуации. С их помощью можно понять собственные схемы взаимодействия и научиться принимать более разумные решения. Серия быстрых циклов обмена мнениями подводит участников к эвристическим или, иными словами, простым универсальным правилам продуктивного оказания помощи. Попробуйте их в деле!

Пять структурных элементов — Минимальные требования

  1. Настрой и приглашение к участию
    • Попросите участников посмотреть на человеческое общение как на ряд предложений, которые можно принять или отклонить (к примеру, актёров-импровизаторов учат принимать все предложения).
    • Участники будут действовать, реагировать или наблюдать в соответствии с четырьмя схемами взаимодействия.
    • Предложите участникам проанализировать своё поведение и попробовать изменить то, как они просят, предлагают и принимают помощь.
  2. Организация пространства и необходимые материалы
    • Любое число участников, все стоят.
    • Люди должны стоять лицом друг к другу, и перед ними не должно быть столов!
  3. Вовлечённость участников
    • Все участники равны, и каждый может чему-то научиться и сделать свой вклад.
    • Участники попеременно вживаются в одну из трёх ролей по мере выполнения задания.
  4. Формирование групп
    • Группы из трёх человек: два участника, клиент и коуч, взаимодействуют лицом к лицу, за их работой следит наблюдатель.
    • Итоговое обсуждение в группе.
  5. Этапы и распределение времени
    • Объясните участникам, что сейчас вы проведёте четыре раунда импровизированных взаимодействий по 1–2 минуты. Группы выбирают одного члена на роль клиента, другого — на роль коуча, а третий выступает в роли наблюдателя. Роли остаются неизменными или меняются от раунда к раунду. После четвёртого раунда проводится пятиминутное итоговое обсуждение. 2 минуты
    • В ходе первого раунда участник, выступающий в роли клиента, делится важной для себя проблемой. Наблюдатель внимательно следит, а коуч отвечает клиенту, используя ту или иную схему в зависимости от раунда.
    • В ходе первого раунда коуч отвечает по схеме «молчаливое присутствие», то есть участливо слушает и принимает все предложения клиента (см. раскрепощающую структуру «Слышим, видим, уважаем (СВУ)»). 2 минуты
    • В ходе второго раунда коуч отвечает по схеме «направленные открытия», то есть принимает все предложения и при помощи вопросов подводит клиента к общим открытиям (см. раскрепощающую структуру «Метод позитивной оценки»). 2 минуты
    • В ходе третьего раунда используется схема «ласковая провокация»: коуч что-нибудь советует и принимает или отвергает предложения клиента по мере необходимости, когда замечает что-то, чего не видит клиент (см. раскрепощающую структуру «Тройное консальто»). 2 минуты
    • В ходе четвёртого раунда используется схема «полный БОН»* — коуч и клиент принимают все предложения друг друга, работая на пике осознанности, и подмечают, как развиваются новые возможности. 2 минуты
    • Обсудите влияние всех четырёх вспомогательных схем с точки зрения клиентов, коучей и наблюдателей. 5 минут
    • По итогам обсуждения повторите некоторые или все раунды, чтобы участники потренировались использовать различные схемы.
      * БОН = безоценочное осознанное наблюдение

ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели

  • Минимизировать / устранить типичные ошибки или ловушки, которые возникают, когда люди помогают или просят о помощи.
  • Изменить нежелательные модели поведения при оказании помощи, в том числе: поспешные решения; непрошеные советы; дополнительное давление, чтобы заставить человека воспользоваться советом; слишком быстрый переход к следующему шагу; чрезмерная концентрация сил на том, чтобы не помогать «много».
  • Изменить нежелательные модели поведения при обращении за помощью, в том числе: недоверие; нежелание рассказывать о реальной проблеме; принятие помощи без заинтересованности; поиск одобрения, а не помощи; возмущение по поводу того, что помощи мало.

Полезные советы

  • Побуждайте участников меняться ролями в каждом раунде.
  • Войдите в доверие, расспрашивайте деликатно, постарайтесь создать условия для совместных открытий.
  • Сосредоточьтесь на схемах, которые помогут клиенту найти собственные решения (самопознание в группе).
  • Не игнорируйте различия в положении, обстановку, невербальный язык, поведение, неявные сигналы.
  • Первый цикл из четырёх раундов можно использовать как подготовку к более глубокой проработке одной из схем.
  • Пусть после первого цикла участники в тройках выберут схемы, которые они бы хотели проработать в группах.