Передаём ценные знания и навыки большому сообществу (35–70 минут)
Что это даёт?
Взаимодействуя с небольшой группой людей, обладающих реальным практическим опытом, члены большого сообщества стремительно перенимают знания, учатся применять новые подходы и открывают в себе творческие способности. В ходе аквариумной сессии «носители» опыта становятся в маленький круг внутри большого круга, образованного остальными участниками. Люди внутреннего круга добились определённых успехов в решении проблемы, которая интересует людей внешнего круга. Структура аквариума такова, что люди внутреннего круга «освещают» свои достижения, обмениваясь опытом в ходе беседы друг с другом. Неформальная обстановка позволяет наладить прямой контакт между двумя группами и обеспечивает непрерывный поток вопросов и ответов. Это идеальные условия, чтобы учиться друг у друга, поскольку участники самостоятельно находят ответы на свои вопросы в рамках рабочих групп. Теперь уж точно нет смысла навязать чужой опыт!
Пять структурных элементов — Минимальные требования
- Настрой и приглашение к участию
- Попросите участников в «аквариуме» описать свой опыт (что было хорошо, что — плохо, а что никуда не годится) в произвольной форме, просто и доступно. Предложите им представить, что зрителей нет, а сами они рассказывают друг другу истории за кружкой пива в баре или в пробке по пути в аэропорт. Решительно попросите их не обращаться к зрителям (к участникам внешнего круга).
- Попросите участников за пределами аквариума слушать, наблюдать за языком жестов, а потом в маленьких группах сформулировать вопросы.
- Организация пространства и необходимые материалы
- Круг из 3–7 стульев в центре комнаты.
- Микрофоны для внутреннего круга, если в группе больше 30–40 человек.
- По возможности небольшая сцена или высокие барные стулья, чтобы людям внешнего круга было лучше видно происходящее внутри.
- Группы из 3–4 стульев, расставленные по периметру внутреннего круга, чтобы хватило всем участникам.
- Если участников много, подготовьте дополнительные микрофоны для вопросов из внешнего круга.
- Вовлечённость участников
- Все участники во внутреннем круге равны и могут сделать свой вклад.
- Все участники во внешнем круге равны и могут задавать вопросы.
- Формирование групп
- Внутренний круг из 3–7 человек.
- Внешний круг из множества небольших групп-спутников по 3–4 человека.
- «1-2-4-все» для итогового обсуждения.
- Этапы и распределение времени
- Расскажите, как образуется «аквариум» и в какой последовательности выполняется задание. 2 минуты
- Разговор во внутреннем круге продолжается до тех пор, пока сам собой не сходит на нет. 10–25 минут
- Группы-спутники во внешнем круге формулируют свои наблюдения и вопросы. 4 минуты
- Люди из аквариума отвечают на полученные вопросы. Взаимодействие между внутренним и внешним кругами продолжается в том же духе до тех пор, пока не будут даны ответы на все вопросы. 10–25 минут
- Обсудите итоги в формате «Ч³ (Что? И что? Так и что теперь?)» и спросите: «Что теперь кажется возможным?». 10–15 минут
ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели
- Ввести всех участников в курс дела: познакомить с реальным практическим опытом и представить им все возможные вопросы и ответы о новых начинаниях.
- Создать условия для появления новых идей.
- Освободить место для воображения и опыта каждого участника.
- Научить участников слушать, рассказывать истории, выявлять закономерности, задавать вопросы и наблюдать.
- Отдать должное первопроходцами и новаторам, получившим реальный практический опыт (зачастую опыт их связан с ошибками и испытанием новых подходов).
Полезные советы
- Для внутреннего круга выбирайте только тех, у кого есть реальный личный опыт (независимо от служебного положения).
- Для аквариума (внутреннего круга) выбирайте представителей определённых ролей и функций, которым надо скоординировать действия, чтобы добиться успеха.
- Побуждайте участников внутреннего круга приводить конкретные, наглядные примеры, а не просто делиться мнениями.
- Посоветуйте участникам внутреннего круга представить, что они сидят в машине или баре, общаются и рассказывают истории.
- Попросите участников делиться не только историями успеха, но и негативным опытом (по принципу «хороший, плохой, злой»).
- Строго следите за выполнением правил «никаких монологов» и «разговариваем друг с другом, а не с внешним кругом»!
- Соберите ВСЕ вопросы внешнего круга до того, как «рыбы» возобновят беседу.
- Позвольте «рыбам» выбрать вопросы для рассмотрения, опираясь на общую схему.
- Настройте участников на позитивный лад и поощряйте эмоциональные, живые рассказы.