26. Продуктивные отношения — Компас РВДМ


Изучаем схемы взаимоотношений: что повышает продуктивность, а что вносит разлад (25 минут)

Что это даёт?

Вы помогаете участникам понять, что характеризует их взаимоотношения, и определить, какие изменения могут повысить общую эффективность. Члены группы «ставят диагноз» существующим взаимоотношениям и все вместе, без посредников, решают, как действовать дальше. «Компас РВДМ» помогает группе понять, что делает их отношения более или менее продуктивными. По компасу, который используется для первичной постановки диагноза, можно отслеживать прогресс в повышении продуктивности взаимоотношений.

Пять структурных элементов — Минимальные требования

  1. Настрой и приглашение к участию
    • Попросите участников оценить рабочую группу или команду по четырём признакам:
    • Р — разнообразие: различия во взглядах, знаниях и опыте среди членов группы;
    • В — взаимопонимание: умение внимательно слушать, сопереживать и вместе осмыслять задачи;
    • Д — действие: общие возможности для воплощения идей или поиска инновационных решений с членами группы;
    • М — мотив: стимул к совместной работе и её преимущества.
    • Пригласите участников выработать план действий, направленных на повышение продуктивности группы.
  2. Организация пространства и необходимые материалы
    • Столы для групп из четырёх человек, распечатки компаса РВДМ и ручки для каждого участника.
    • Распечатка или рисунок компаса РВДМ на флипчарте для каждой маленькой группы.
    • Распечатка или рисунок компаса РВДМ на флипчарте для всей группы.
  3. Вовлечённость участников
    • Вовлечены все члены рабочей группы или команды.
    • Все равны, и каждый может сделать свой вклад.
  4. Формирование групп
    • Участники самостоятельно дают начальные оценки.
    • Небольшие группы.
    • Все вместе.
  5. Этапы и распределение времени
    • Участники самостоятельно оценивают положение команды относительно каждого из четырёх элементов (5 минут):
    • Р — Насколько разнородна группа? Делимся ли мы разными взглядами с другими членами?
    • В — Насколько хорошо мы понимаем друг друга?
    • Д — Как много мы делаем вместе?
    • М — Насколько важно то, что мы работаем вместе? Насколько ясно сформулирована наша цель?
    • Участники в маленьких группах расставляют точки у каждой стрелки компаса, затем обсуждают с соседями выбор места («1-2-4»), выявляют разногласия. 5 минут
    • В маленьких группах участники решают, насколько продуктивные результаты даёт выявленная схема взаимодействия. К примеру, высокий уровень Взаимопонимания + отсутствие Действий = мы ладим, но делаем мало; много Действий + низкий уровень Взаимопонимания = мы добиваемся результатов, но не стремимся к новому; высокий уровень Взаимопонимания + высокая степень Разнообразия + много Действий + отсутствие Мотива = частые фальстарты и так далее. 5 минут
    • Группы совещаются и составляют список шагов, которые помогут добиться улучшений по соответствующим элементам. 5 минут
    • Вся группа составляет список действий и отвечает на вопрос: «Какие первые шаги мы можем предпринять прямо сейчас?». 5 минут

ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели

  • Повысить продуктивность команды.
  • Помочь команде стать более самоуправляемой и автономной.
  • Более точно сформулировать цель и заострить внимание на самоидентификации группы.
  • Перестать обвинять отдельных людей и попытаться понять их поведение.
  • Совместить «диагноз и лечение», при этом не разделять плановиков и исполнителей.
  • Помочь людям, недовольным работой и результатами команды, преодолеть фрустрацию.

Полезные советы

  • Пусть участники начнут работать самостоятельно, затем в парах, а потом переходят к групповым обсуждениям.
  • Не выносите суждений в отношении правильности / неправильности того, как люди оценивают команду.
  • Поощряйте желание исследовать, самостоятельность, инициативу.
  • Проследите, чтобы в конце сессии каждому участнику было предложено как минимум одно конкретное действие.
  • Убедитесь, что всем понятно, кто, что и когда будет делать.