28. Простая этнография


Изучаем поведение пользователей в полевых условиях (от 75 минут до 7 часов)

Будущее уже наступило. Просто оно пока ещё неравномерно распределено. — Уильям Гибсон

Что это даёт?

Участники начинают искать новые подходы к задачам, погружаясь в работу / жизнь других людей — это могут быть коллеги «на передовой» или вообще пользователи продукта или услуги. Возможность узнать, что делают и чувствуют другие при создании, выпуске или использовании продуктов, открывает путь к изменениям и стимулирует инновационное мышление. Полученные наблюдения и опыт могут резко повысить продуктивность и ускорить разработку прототипов. Совместный анализ результатов поможет участникам выявить важные закономерности.
Структурные элементы — Минимальные требования

  1. Настрой и приглашение к участию
    • Предложите участникам молча понаблюдать за людьми, опыт которых связан с проблемой / задачей, а потом провести интервью с объектами наблюдений для получения дополнительной ценной информации.
  2. Организация пространства и необходимые материалы
    • В привычной обстановке (на рабочем месте, в организации клиента, неподалёку от работы), где удобно делиться выводами, фотографиями и видеоматериалами.
    • Ноутбук, фотоаппарат, видеокамера, разрешение (если требуется).
  3. Вовлечённость участников
    • Все члены основной группы, работающие над проблемой, участвуют в роли этнографов.
    • Все равны, и каждый может сделать свой вклад.
  4. Формирование групп
    • Самостоятельно или по двое в каждом месте, где проводятся наблюдения.
    • Итоговое обсуждение в группе.
  5. Этапы и распределение времени
    • Расскажите о проблеме, которую предстоит решить, и обрисуйте текущее положение. 5 минут
    • Составьте список мест и людей (объектов наблюдения), которые могут дать глубокое представление о пользовательском опыте. 5 минут
    • Предложите участникам посетить выбранные места и молча понаблюдать, делая пометки и записывая свои впечатления в процессе. 10–180 минут
    • Попросите участников выбрать модели поведения, раскрывающие проблему по-новому (целиком или отчасти), и расспросить своих «подопечных» о том, что они чувствовали и делали, когда воплощали эту модель. 20–180 минут
    • Снова соберите группу «этнографов» и воспользуйтесь методом «1-2-4-все», чтобы сравнить результаты и найти закономерности или неординарные решения. 15 минут
    • Запишите наблюдения или истории, по которым можно судить о потребностях и возможностях. 10–20 минут
    • Используйте полученные знания для коллективного поиска творческих решений и создания прототипов. 10 минут
    • Повторяйте все этапы до тех пор, пока члены основной группы не почувствуют, что им удалось выработать новый эффективный подход к созданию прототипов.

ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели

  • Помочь разглядеть процессы, скрытые от глаз.
  • Выявить базовые потребности и инновационные решения.
  • Раскрыть неявные и скрытые знания, которые нельзя получить, спросив пользователей об их потребностях напрямую (например, при работе с фокус-группой).
  • Показать уважение и доверие, наблюдая и опрашивая сотрудников «на передовой».

Полезные советы

  • Не домысливайте и старайтесь не толковать наблюдения слишком поспешно.
  • Будьте готовы повторить все этапы структуры, если члены основной группы не чувствуют, что нашли новый эффективный подход к созданию прототипов.
  • Учитывайте, что ценная информация может скрываться за неприметными деталями, которые часто упускаются из виду.
  • Концентрируйтесь на внутренних свойствах; игнорируйте фактическую или официальную иерархию.
  • Присматривайтесь к необычному, личному, с виду простому.
  • Обращайте внимание на кажущееся спокойствие.
  • Не игнорируйте то, что кажется неидеальным, грубым или непостоянным — отклонения бывают позитивными.
  • Проведите ещё один или несколько раундов простой этнографии после внедрения нового подхода.