Отказываемся от подхода «или-или» в пользу надёжных решений по принципу «и-и» (80 минут)
Есть два вида истины. На другом конце обычной истины будет ложь. Но великая истина остаётся истиной, с какого конца ни посмотри. — Нильс Бор
Что это даёт?
Вы помогаете группе отойти от конфликтов типа «или-или» в сторону стратегий и решений типа «и-и». Участники начинают мыслить стратегически, приходят к взаимопониманию и учатся действовать сообща, то есть осознают преимущества коллектива, который является более интегрированным и вместе с тем более автономным. Изучение парадокса открывает возможности для резкого роста продуктивности, поскольку заставляет искать ответы на вопросы: «В какой пропорции должны сочетаться контроль (интеграция) и свобода (автономность), чтобы помочь достижению цели? Как потребность в лояльности к глобальному единообразию соотносится со стремлением к локальной индивидуальности и творческой гибкости?». Такой подход позволяет избежать «биполярных» колебаний в стратегии, с которыми нередко сталкиваются организации.
Пять структурных элементов — Минимальные требования
- Настрой и приглашение к участию
- Пригласите группу к обсуждению вопросов: «Будет ли полезно для достижения цели усилить автономию и конкуренцию, повысить самостоятельность и дать больше свободы отделам / сотрудникам? Или, напротив, для достижения цели будет лучше, если мы усилим интеграцию и контроль, будем стремиться к единообразию? Или же лучше сочетать оба подхода?».
- Организация пространства и необходимые материалы
- Стулья для групп из четырёх человек; по желанию — небольшие столы.
- По одной рабочей карточке «Интеграция + автономия» на каждого участника и одна настенная карта большого формата.
- Бумага для записи предложенных действий и шагов.
- Вовлечённость участников
- Участвуют все лидеры центрального подразделения и периферийных отделов, связанные с текущей задачей / проблемой.
- Все равны, и каждый может сделать свой вклад.
- Формирование групп
- Участники самостоятельно вырабатывают темы.
- Небольшие группы по четыре человека.
- Все вместе.
- Этапы и распределение времени
- Познакомьте участников с концепцией «Интеграция + автономия» и спросите: «Как так получается, что мы можем добиться усиления и интеграции, и автономии одновременно?». Поделитесь заранее заготовленными примерами из практики. 5 минут
- Используйте метод «1-2-4-все», чтобы составить список действий, требующих внимания. Задайте участникам вопрос: «В какой момент возникает конфликт между стремлением к единообразию и запросом на индивидуализацию или автономность?». 10 минут
- Предложите участникам разделиться на группы по четыре человека, выберите одно действие из списка и спросите: «Чем рационально обосновано стремление к стандартизации? Чем рационально обоснован запрос на индивидуализацию?». 10 минут
- Используя тактику «1-2-4», разработайте план действий, направленных на стандартизацию. Используя тактику «1-2-4», разработайте план действий, направленных на индивидуализацию. 10 минут
- Спросите: «Какие действия одновременно обеспечат и стандартизацию (группа A), и индивидуализацию (группа C)?». См. рабочую карточку ниже. 5 минут
- Спросите: «Какие изменения или творческие решения позволят перенести часть действий из группы A в группу B или из группы C в группу B?». См. рабочую карточку ниже. 15 минут
- Используя метод «1-2-4-все», выберите наиболее перспективные действия, которые обеспечивают и интеграцию, и автономию. 10 минут
- Уточните план действий при помощи эффективной последовательности раскрепощающих структур.
ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели
- Разработать новые стратегии, чтобы двигаться дальше.
- Избежать резких или «биполярных» колебаний в выбранном курсе, программе или структуре.
- Выявить важные взаимодополняющие, но парадоксальные пары стратегий и найти эффективный способ управления парадоксальными решениями.
- Оценить решения, ответив на вопросы: «Есть ли рост? Уделяется ли внимание обеим сторонам?».
- Оценить и внедрить новые стратегии.
Полезные советы
- Придумайте интересный вопрос для затравки, который побудит участников к поиску действенных ответов. Вопрос-парадокс не должен выделять одну из сторон или делать её менее значимой для достижения успеха, к примеру: «Как стремление быть ЕДИНОЙ интегрированной организацией уничтожает местную автономию?». Формулируйте вопрос так, чтобы он в равной степени позитивно представлял обе стороны: «Как так получается, что текущая стратегия действий обеспечивает и интеграцию, и автономию?».
- Взывайте к опыту и воображению участников, задавайте такие вопросы: «Что можно сделать, чтобы добиться большего в обоих направлениях?».
- Цель заключается в том, чтобы обеспечить лояльность в отношении ряда основных глобальных признаков и при этом сохранить отличия на местном уровне, специфику среды.
- Смешки и другие нечленораздельные звуки (типа рычаний и стонов) расценивайте как признаки прогресса.
- Возможно, стоит побудить группу к проведению нескольких экспериментов одновременно.
- Зачастую проблему нельзя решить быстро, и периодически вам придётся возвращаться к ней и проводить дополнительные раунды структуры «Интеграция + автономия».
- Созидательный конфликт между представителями центрального и локального уровней возникает не сразу. Если группа заходит в тупик или начинает спорить, предложите сторонам поменяться местами и попробовать отстоять в споре точку зрения оппонента.