Совместными усилиями определяем цель работы (20 минут)
Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю, Антуан де Сент-Экзюпери
Что это даёт?
Вы можете быстро и непринуждённо подвести участников и группу к осознанию самых важных аспектов их работы. Если у группы нет мотивирующей цели, это сразу видно, вы сможете добиться ясности, прежде чем двигаться дальше. Когда общая цель будет чётко сформулирована, у группы появится больше свободы и больше ответственности. Так вы закладываете основу для формирования инновационного мышления и лояльного отношения участников.
Пять структурных элементов — Минимальные требования
- Настрой и приглашение к участию
- Задайте вопрос: «Что вы делаете, когда работаете над ______ (назовите конкретную задачу или проблему)? Составьте короткий список мероприятий / шагов». Затем спросите: «Почему это важно для вас?» Продолжайте задавать вопрос: «Почему? Почему? Почему?» — и так не больше девяти раз или пока участники не выскажут все возможные варианты и не дойдут до основной цели работы.
- Организация пространства и необходимые материалы
- Неограниченное число групп.
- Стулья, чтобы было удобно сидеть друг против друга; столы или дополнительные материалы не требуются.
- Вовлечённость участников
- Все участники равны, и каждый может сделать свой вклад.
- Формирование групп
- Сначала пары, затем группы по четыре человека, затем все вместе («2-4-все»).
- Этапы и распределение времени
- Участники в парах задают друг другу вопросы в течение пяти минут. Один из них спрашивает второго: «Что ты делаешь, когда работаешь над ____?». Затем помогает напарнику углубиться, снова и снова повторяя уточняющий вопрос: «Почему это важно для тебя?». Через пять минут участники меняются ролями. 10 минут
- Пары объединяются в группы из четырёх человек и делятся опытом и выводами. 5 минут
- Ведущий приглашает всех объединиться и вместе подумать над ответом на вопрос: «Как наши цели влияют на следующие шаги?». 5 минут.
- Тот, кто знает «зачем», тому под силу любое «как». Фридрих Ницше
ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели
- Определить то, что по-настоящему важно для членов группы.
- Заложить основу для модели, которая будет реализована на практике.
- Раскачать группу и дать импульс развитию, опираясь на озвученные истории.
- Ускорить общий прогресс за счёт выработки небольшого числа точных ответов.
- Создать основу для систематической оценки достигнутых результатов.
- Выработать критерии принятия решения о том, кого привлечь.
Полезные советы
- Создайте безопасную, дружескую атмосферу; избегайте критики.
- Предложите участникам поиграть в почемучек, «воссоединиться с внутренним ребёнком».
- Не останавливайтесь! Копайте глубже, проявите заинтересованность. Попробуйте изменить формулировку вопроса «почему?». К примеру: «Если бы ваша мечта исполнилась вчера ночью, пока вы спали, что бы изменилось?».
- Убедитесь, что вопрос звучит именно так: «Почему это важно для ВАС?» — то есть не для какой-то абстрактной организации или системы, а для человека лично.
- Поделитесь ответами и обсудите различия с членами группы. Какая общая цель вырисовывается?
- Если кто-то зависнет, спросите: «Какая история приходит на ум?».
- Соблюдайте конфиденциальность, когда кто-то делится очень личной историей.
- Возьмите за правило регулярно прояснять цели группы при помощи тактики «Девять почему».