32. Панархия


Изучаем встроенные системы: взаимодействие, развитие, инновации и трансформации (2 часа)

Чтобы избавить живую систему от недуга, помогите ей обратиться к внутренним ресурсам. — Франсиско Варела

Что это даёт?

Вы помогаете большой группе людей осознать, что им мешает, и найти возможности для распространения идей и инноваций между уровнями. «Панархия» позволяет визуализировать то, как системы встраиваются в системы, и понять, как существующие взаимосвязи влияют на внедрение изменений. Участники начинают внимательно относиться к небольшим изменениям, которые помогают распространению идей, в том числе между системами, и узнают, как перемены в системах более высокого или низкого уровня высвобождают дополнительные ресурсы. Это, вкупе с правильным пониманием динамики экоцикла, позволяет группе создавать «окна возможностей» для распространения инноваций между уровнями, невзирая на границы.

Пять структурных элементов — Минимальные требования

  1. Настрой и приглашение к участию
    • Предложите участникам выяснить, какие факторы в системах уровнем выше и ниже влияют на проблему. Пусть участники назовут варианты стратегий и опишут возможности для изменений на каждом отдельно взятом уровне и на стыке уровней.
  2. Организация пространства и необходимые материалы
    • Помещение с пустой ровной стеной и открытым пространством, чтобы участники могли беспрепятственно перемещаться перед стеной.
    • Раздаточные рабочие листы со схемой «Панархия».
    • Большой настенный плакат или флипчарт с такой же схемой «Панархия».
    • Стикеры для каждого участника.
    • Флипчарт с графическими материалами «Панархия».
  3. Вовлечённость участников
    • Участвуют все, кто занимается разработкой и внедрением изменений и инноваций.
    • Все равны, и каждый может сделать свой вклад.
  4. Формирование групп
    • По одному, в парах, группы из четырёх человек, все вместе: «1-2-4-все».
  5. Этапы и распределение времени
    • Расскажите про панархию (и про экоцикл, если необходимо). Проиллюстрируйте (в дополнительных материалах ниже рассмотрен принцип действия панархии на примере инфекции МРЗС) и раздайте участникам рабочие листы со схемой панархии. 5 минут
    • Попросите участников самостоятельно составить список уровней системы, влияющих на распространение идей и инноваций. Задание разбито на три части.
    • На первом этапе каждый участник отвечает на вопрос и составляет список факторов: «Какие факторы, в порядке возрастания, влияют на мои / наши шансы на успех?». В список должны войти микро- (частицы, отдельные личности, команды), мезо- (организации, сети) и макро- (культура, политика, мифы) факторы, которые влияют на рассматриваемую проблему. 5 минут
    • На втором этапе участники разбиваются на пары, чтобы «перевести» факторы в уровни и присвоить каждому из уровней отдельный ярлык (4–7 уровней достаточно). 10 минут
    • На третьем этапе пары объединяются в четвёрки, сравнивают свои уровни и доделывают схему на стене с помощью стикеров. 10 минут
    • Если четвёрок несколько, создайте общую схему. Пусть каждая группа добавит уровни, которых на большой схеме ещё нет. 10 минут
    • Предложите участникам в группах по четыре человека ответить на следующие вопросы: «Каким уровням уделяется внимание и в какие уровни вкладываются ресурсы? Какие уровни получают недостаточно внимания? Что я знаю (мы знаем) о статусе и динамике происходящего на разных уровнях?». 10 минут
    • Все участники объединяются для обсуждения выводов, сделанных в маленьких группах. 5 минут
    • Попросите участников разбиться на группы по 2–4 человека и подробно изучить какой-нибудь уровень по методу «Экоцикл». Каждая группа должна выбрать один из 4–7 уровней. Опытных сотрудников следует распределить по разным группам. Спросите участников: «Как сейчас обстоят дела на данном уровне? Какие действия направлены на решение проблемы, которую затрагивает наше нововведение? Проблемой занимается предприниматель, бюрократ / управляющий, еретик или новатор?». Разработайте черновик экоцикла для уровня. 15 минут
    • Соберите подготовленные группами экоциклы. Каждая группа должна кратко представить экоцикл своего уровня. 10 минут
    • В маленьких группах составьте список препятствий и возможностей с точки зрения распространения идей / инноваций. Спросите участников: «Если посмотреть на уровни выше и ниже, какие возможности и препятствия для изменений существуют сразу на нескольких уровнях? Какие окна для новых идей открываются на верхнем уровне? Какие ресурсы высвобождаются для нижнего уровня в результате созидательного разрушения на верхнем уровне? Какие мелкие события на нижнем уровне мешают работе на уровне выше?». Не сдерживайте участников, дайте им возможность проявить фантазию. 15 минут
    • Определите приоритетные возможности и препятствия. 10 минут
    • Для каждой возможности или препятствия из списка придумайте одно первоочередное действие, используя метод «1-2-4». Спросите участников: «Какое действие вы можете предпринять прямо сейчас, чтобы повлиять на уровни выше и ниже вас?» и «Кто из ваших знакомых может повлиять на несколько уровней сразу?». 10 минут
    • Наклейте стикеры на большую схему, чтобы вся группа могла видеть предложенные действия. 15 минут
    • Предложите группе внимательно рассмотреть схему. Воспользуйтесь методом «Что, и что, так и что теперь?», чтобы разработать план действий и расставить приоритеты. 15 минут
    • Регулярно возвращайтесь к схеме «Панархия» и обновляйте её по мере того, как группа будет внедрять инновационное решение.

ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели

  • Выявить варианты стратегий для внедрения изменений на нескольких уровнях.
  • Создать условия для совместной работы людей с самых разных уровней.
  • Подготовиться к внезапным новым идеям, которые могут появляться по мере того, как открываются и закрываются окна возможностей.
  • Определить участников, которые влияют на несколько уровней сразу и могут помочь группе продвинуться вперёд.
  • Помочь группе рассмотреть всю картину в деталях (не только лес, но и деревья, и весь экорегион).
  • Повысить устойчивость к потрясениям за счёт совместной реорганизации.

Полезные советы

  • Используйте метод «1-2-4-все» на всех этапах, даже если это кажется излишним: цель в том, чтобы выявить ВСЕ возможности и препятствия на ВСЕХ уровнях!
  • Привлекайте людей с разных уровней и учитывайте разные точки зрения (чем больше участников, тем лучше).
  • Проведите исследование, если не знаете, как обстоят дела на других уровнях.
  • Не пренебрегайте историей как источником сведений о возможностях на том или ином уровне.
  • Ознакомьтесь с публикациями профессора Фрэнсис Уэсли на сайте SIG Knowledge Hub, а также её работой «Панархия: постижение изменений в человеческих и природных системах» (под ред. Гундерсона и Холлинга) и другими публикациями.