4. Хитрые вопросы

Формулируем парадоксальные задачи, которые группе предстоит решить на пути к успеху (25 минут)

Как замечательно, что мы столкнулись с парадоксом. Теперь у нас есть надежда на продвижение. — Нильс Бор

Что это даёт?

Вы подталкиваете участников к необычным действиям и помогаете отойти от привычного образа мышления по принципам «да, но…» / «или-или». Хитрые вопросы заставляют всех мыслить стратегически, проливают свет на запутанные проблемы и открывают возможности, которые не являются интуитивно очевидными. С помощью таких вопросов можно раскрыть парадоксальные, но дополняющие друг друга силы, которые оказывают непрерывное влияние на поведение и особенно важны при попытке что-то изменить. Хитрые вопросы позволяют безболезненно выявить конфликт между парными стратегиями, изучить обстановку на поверхности и обнаружить ценные стратегии, скрытые в глубинах парадоксов.

Пять структурных элементов — Минимальные требования

  1. Настрой и приглашение к участию
    • Задайте вопрос: «Какие противоположные, но дополняющие друг друга стратегии нам нужно одновременно задействовать, чтобы добиться успеха?».
  2. Организация пространства и необходимые материалы
    • Группы из 4–6 стульев, по желанию — небольшие круглые столы.
    • Бумага для пометок.
  3. Вовлечённость участников
    • Участвуют все, кто задействован в работе или кого касается рассматриваемая тема.
    • Все равны, и каждый может сделать свой вклад.
  4. Формирование групп
    • Индивидуально.
    • Небольшие группы (до 6 человек).
    • Все вместе.
  5. Этапы и распределение времени
    • Расскажите о концепции хитрых вопросов и парадоксе. Приведите несколько примеров хитрых вопросов. Пусть участники подумают о двух противоположных, используемых в работе стратегиях, и дополнят предложение: «Как так получается, что мы ____ и ____ одновременно?». 5 минут
    • Сначала по одному, затем в небольших группах, участники вспоминают о противоположностях или парадоксах, которые встречаются в работе, и записывают в формате хитрого вопроса по шаблону. 5 минут
    • Каждая группа выбирает самый необычный и сложный хитрый вопрос. Все выбранные вопросы зачитываются вслух. 5 минут
    • Участники объединяются, выбирают самые интересные из озвученных хитрых вопросов и дорабатывают их совместными усилиями. 10 минут

ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели

  • Описать хаотичную, запутанную ситуацию, прибегнув к коллективному воображению.
  • Разработать новые стратегии, чтобы двигаться дальше.
  • Избежать резких или «биполярных» колебаний в выбранном курсе и плане действий.
  • Оценить решения: Мы двигаемся в одну сторону или в противоположную? Или уделяем внимание каждому направлению?
  • Создать атмосферу творческого напряжения, чтобы участники чувствовали больше свободы и ответственности по мере погружения в процесс.

Полезные советы

  • Убедитесь, что участники говорят о двух составляющих парадокса в утвердительной форме, а не противопоставляют их друг другу: «Как так получается, что мы ____ и ____ одновременно?».
  • Используйте больше примеров, чтобы показать, какие бывают парадоксальные качества.
  • Работайте быстро, не бойтесь ошибиться, стараясь сделать вопросы как можно более ироничными и абсурдными.
  • Избегайте каверзных вопросов, которые могут вызвать чувство вины или в которых одна из противоположностей «перевешивает». Вот пример каверзного вопроса: «Как мы можем сосредоточиться на заказчиках, когда нам приходится тратить всё больше и больше времени на бюрократию головного офиса?».
  • Избегайте вопросов, которые содержат точные данные и требуют дополнительного анализа.
  • Предложите участникам объединиться с коллегами, чтобы сделать вопросы ещё парадоксальнее.
  • Опирайтесь на реальный опыт, спросите: «Когда вы заметили, что эти две противоположности действительно существуют / происходят параллельно?».
  • Хитрые вопросы не дают быстрых решений, и периодически вам придётся возвращаться к проблеме и проводить дополнительные раунды с вопросами.
  • Кому-то хитрые вопросы даются особенно хорошо: пусть эти участники проявят себя и вдохновят всю группу!