Определяем и погружаемся в глубинные причины успеха (1 час)
Что это даёт?
Менее чем за час группа любого размера может составить список условий, необходимых для достижения успеха. Обмен «скрытыми» историями успеха помогает испытать озарение и почувствовать спонтанный импульс к положительным переменам. Поиск работающих схем и глубинных причин успеха настраивает на позитивный лад. Участники делятся историями успеха вместо типичных унылых разговоров о проблемах и заряжаются энергией. Реальные истории из практики подтверждают социальную значимость локальных решений, показывают обнадёживающие модели развития событий, способствуют формированию инновационного мышления и учат распознавать признаки успеха. Вы помогаете преодолеть такую тенденцию, когда организации выделают недостаточно ресурсов на социальную поддержку, лежащую в основе успеха, но переоценивают финансовую поддержку, время и техническое сопровождение.
Пять структурных элементов — Минимальные требования
- Настрой и приглашение к участию
- Сформулируйте задание: «Вспомните, как вы с коллегами работали над какой-то задачей и остались довольны полученным результатом. Расскажите историю. Как всё происходило? Что привело к успеху? Выберите себе в напарники человека, которого не очень хорошо знаете».
- Организация пространства и необходимые материалы
- Неограниченное число групп.
- Стулья, чтобы участники могли сесть лицом друг к другу; столы не нужны.
- Бумага для пометок.
- Флипчарт для записи историй и ресурсов / условий.
- Вовлечённость участников
- Все вовлечены.
- Каждому отводится равное количество времени, и каждый может сделать свой вклад.
- Формирование групп
- Сначала в парах, затем в группах по четыре человека.
- Пусть группы будут разнородными.
- Этапы и распределение времени
- Опишите последовательность шагов, укажите тему или поясните, какие истории хотите услышать от участников. 3 минуты
- В парах: участники по очереди задают друг другу вопросы, каждый рассказывает историю успеха, уделяя внимание факторам, которые помогли добиться успеха. 7–10 минут на каждого; 15–20 минут всего.
- В группах по четыре человека каждый участник пересказывает историю своего напарника (напарницы). Попросите участников обратить внимание на закономерности — похожие условия / ресурсы, которые поспособствовали успеху, — и записать. 15 минут на группы из четырёх человек.
- Запишите выводы и закономерности, которые заметила вся группа, на флипчарте. При необходимости подведите итоги. 10–15 минут
- Задайте участникам два вопроса: «Что мы делаем для поддержания ресурсов и условий, которые ведут к успеху?» и «Что ещё можно сделать, чтобы добиться большего?». Используйте структуру «1-2-4-все» для обсуждения вопросов. 10 минут
ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели
- Настроиться на конструктивную работу, начав с положительной ноты.
- Зафиксировать и распространить неявные знания об успешном практическом опыте.
- Найти путь, который приведёт всю группу к успеху.
- Использовать силу ожиданий, чтобы спровоцировать положительные действия (эффект Пигмалиона).
- Побудить участников к взаимному обмену знаниями, создать атмосферу взаимного уважения, помочь сплочению коллектива.
- Дать разрешение на исследование сложных или запутанных задач.
- Придумать классную общую легенду, к примеру, «как мы наводим порядок в условиях полного хаоса».
- Создать почву для инновационных идей, в положительном смысле безумных, за счёт быстрого повторения циклов интервью.
Полезные советы
- Трансформируйте болезненные и негативные темы: «При каких обстоятельствах мы добились успеха, пусть и небольшого?».
- Начните так: «Расскажите историю о времени, когда… ».
- Пусть каждый участник придумает название истории, рассказанной напарником / напарницей.
- Предложите провести ещё несколько интервью в парах, прежде чем переходить к закономерностям.
- Попросите участников подмечать, когда они дают оценку (правильно / неправильно) и придумывают способ помочь, и «отпускать» такие мысли.
- Пусть истории и закономерности будут видны всем участникам.
- Опирайтесь на опыт специалистов, практикующих Метод позитивной оценки, — http://appreciativeinquiry.case.edu/