6. Освобождаем место с помощью ТРИЗ


Отказываемся от неэффективных действий и освобождаем место для инновационных идей (35 минут)

Каждый акт сотворения начинается с акта разрушения. — Пабло Пикассо

Что это даёт?

Вы помогаете группе отпустить то, что препятствует успеху (участники и сами это понимают, но, как правило, не признают), и подталкиваете к созидательному разрушению, чтобы освободить место для инновационных идей. ТРИЗ позволяет безболезненно бросить вызов «священным коровам» и стимулирует «еретическое» мышление. Вопрос «Что мы должны прекратить делать, чтобы стать ближе к самой главной цели?» предлагает обсудить серьёзную тему в формате забавного, но в то же время смелого разговора. Участники веселятся, а в непринуждённой обстановке легче озвучить проблемы, которые не принято обсуждать. Созидательное разрушение открывает возможности для обновления — новаторские решения и идеи рвутся наружу, заполняя вакуум. Полёт вдохновения, не иначе!

Пять структурных элементов — Минимальные требования

    1. Настрой и приглашение к участию

Структура разбита на три этапа, каждый со своим заданием:

    1. «Составьте список всех действий, которые вы можете совершить, чтобы добиться наихудшего результата при выполнении приоритетной стратегии или задачи».
    2. «Пройдитесь по каждому пункту списка и спросите себя — есть ли в наших текущих действиях что-то, что каким-либо образом, по форме или содержанию напоминает этот пункт? Будьте предельно честны при составлении второго списка всех непродуктивных действий / программ / процедур».
    3. «Пройдитесь по пунктам второго списка и решите, какие шаги помогут вам прекратить делать то, что, как вы знаете, ведёт к нежелательным результатам?».
  1. Организация пространства и необходимые материалы
    • Неограниченное число групп из 4–7 стульев, по желанию — небольшие круглые столы.
    • Бумага для пометок.
  2. Вовлечённость участников
    • Участвуют все, кто задействован в работе.
    • Все равны, и каждый может сделать свой вклад.
  3. Формирование групп
    • Группы по 4–7 человек.
    • Сформированные команды или разнородные, смешанные группы.
  4. Этапы и распределение времени
    • После введения, три сегмента, по десять минут на каждый.
    • Расскажите участникам о концепции ТРИЗ и определите нежелательный результат. При необходимости обсудите с группами варианты, чтобы выбрать наихудший результат. 5 минут
    • Каждая группа, используя тактику «1-2-4-все», составляет первый список всех действий, необходимых для достижения наихудшего результата. 10 минут
    • Каждая группа, используя тактику «1-2-4-все», составляет второй список всех текущих, фактически совершаемых действий, которые каким-либо образом схожи с пунктами первого списка. 10 минут
    • Каждая группа, используя тактику «1-2-4-все», решает, какие первые шаги можно предпринять по каждому пункту второго списка, чтобы отказаться от всех бесполезных действий / программ / процедур. 10 минут

Посмотрите видео, где Кейт применяет метод ТРИЗ в бостонском Центре интеграции инновационных медицинских технологий CIMIT. Он предлагает освободить место для новых идей, чтобы повысить качество первичной медицинской помощи. Видео содержит наглядную пошаговую иллюстрацию применения ТРИЗ для работы со сложными задачами в игровом формате.

ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели

  • Позволить высказать невысказанное и избавиться от «скелетов в шкафу».
  • Освободить место для новых идей.
  • Заложить основу для созидательного разрушения и решить серьёзную задачу в формате игры.
  • ТРИЗ можно использовать до или вместо упражнений по развитию видения.
  • Построить доверительные отношения, объединив усилия для устранения преград.

Полезные советы

  • Настройтесь на серьёзную работу в игровом формате.
  • Не принимайте идеи о новых или дополнительных действиях: убедитесь, что участники предлагают отказаться от какого-то действия / мероприятия, а не начать что-то новое. Не торопитесь, ожидание окупится.
  • Начните с САМОГО нежелательного результата; проверьте реакцию группы на ваше предположение.
  • Обратите внимание на группы, в которых участники сильно развеселились или, наоборот, выглядят смущённо.
  • Дайте группам время, чтобы они могли найти сходство со своими текущими действиями и осознать их вред.
  • Укажите людей, которые будут вовлечены в процесс прекращения названных действий, и спросите: «Кого ещё надо привлечь?».
  • Примите реальные решения о прекращении каких-то действий (пронумеруйте решения — 1, 2, 3 и т.д.) в формате «Я перестану…» и «Мы перестанем…».