9. Что, и что, так и что теперь? Ч³

Вместе смотрим на результаты и решаем, что надо исправить (45 минут)

Что это даёт?

Вы помогаете группам проанализировать совместную работу, найти общий язык, согласовать дальнейшие действия и избежать непродуктивных конфликтов. У каждого есть возможность высказаться, при этом участники могут выделить главное и выбрать новый курс. К конечному результату ведут три этапа — сначала собираем факты («что случилось»), затем осмысляем («и что?») и определяем следующие шаги («так и что теперь?»). Постепенное продвижение позволяет преодолеть недопонимание, которое в противном случае может послужить источником разногласий, когда участники попробуют решить, что делать дальше.

Пять структурных элементов — Минимальные требования

  1. Настрой и приглашение к участию
    • Участники проделали совместную работу. Настало время спросить: «ЧТО? Что произошло? Что вы заметили, какие факты или наблюдения особенно вас зацепили?» После того как будут собраны все самые значимые факты, спросите: «И ЧТО? Почему это важно? Какие закономерности прослеживаются? Какие выводы напрашиваются? Какие предположения вы можете сделать?». Когда участники осмыслят произошедшее, спросите: «ТАК И ЧТО ТЕПЕРЬ? Какие действия имеют смысл?».
  2. Организация пространства и необходимые материалы
    • Неограниченное число групп.
    • Группы из 5–7 стульев; по желанию — небольшие столы.
    • Бумага для составления списков.
    • Если группа большая, может понадобиться флипчарт для записи ответов.
    • Особый «говорящий» предмет, дающий право голоса * (по желанию).
  3. Вовлечённость участников
    • Все вовлечены.
    • Участники за каждым столом (в каждой группе) имеют равную возможность сделать вклад.
    • Вероятность того, что каждый участник выскажется, выше, когда группы маленькие, а один человек выступает в роли ведущего и следит за тем, чтобы все работали над одним вопросом за раз.
  4. Формирование групп
    • Индивидуально.
    • Группы по 5–7 человек.
    • Все вместе.
    • Сформированные команды или разнородные, смешанные группы.
  5. Этапы и распределение времени
    • При необходимости опишите последовательность шагов и покажите «лестницу умозаключений» (см. ниже). Если в группе не больше 10–12 человек, проведите общее итоговое совещание. В противном случае разбейте всех участников на небольшие группы.
    • Первый этап: «ЧТО?». В течение минуты участники самостоятельно отвечают на вопросы: «Что произошло? Что вы заметили, какие факты особенно вас зацепили?». Затем те же вопросы обсуждаются в маленьких группах в течение 2–7 минут. Всего 3–8 минут.
    • Маленькие группы делятся своими главными фактами с остальными участниками, факты вносятся в список. 2–3 минуты
    • При необходимости напомните участникам, что подразумевает вопрос «И ЧТО?».
    • Второй этап: «И ЧТО?». В течение минуты участники самостоятельно отвечают на вопросы: «Почему это важно? Какие закономерности прослеживаются? Какие выводы напрашиваются? Какие предположения можно сделать?». Затем 2–7 минут на работу в маленьких группах. Всего 3–8 минут.
    • Маленькие группы делятся закономерностями, предположениями и выводами с остальными. 2–5 минут
    • Третий этап: «ТАК И ЧТО ТЕПЕРЬ?». В течение минуты участники самостоятельно отвечают на вопросы: «Так и что теперь? Какие действия имеют смысл?». Затем 2–7 минут на работу в маленьких группах. Всего 3–8 минут.
    • Действия выносятся на общее обсуждения группы и записываются. Дополнительные выводы приветствуются. 2–10 минут

ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Цели

  • Прийти к общему пониманию того, как у людей формируются разные взгляды и идеи, как по-разному мы объясняем свои действия и решения.
  • Убедиться, что взаимодействие не проходит бесследно и учит новому: нет обратной связи = нет новых знаний.
  • Избежать многократного повторения одних и тех же ошибок или проблем.
  • Избежать споров о действиях из-за неточного знания или толкования фактов.
  • Избавиться от привычки приступать к действиям, не ознакомившись с мнением других.
  • Сразу вынести на обсуждение все известные факты и наблюдения, чтобы поставить участников в равные условия.
  • Обратить внимание на предысторию и новизну происходящего.
  • Построить доверительные отношения и победить страх за счёт совместного получения новых знаний и навыков на каждом этапе взаимодействия.
  • Осмыслить сложные задачи таким образом, чтобы возник стимул к действию.
  • Понять на собственном опыте, что вопросы важнее ответов, потому что приглашают к исследованию.

Полезные советы

  • Практика, практика и ещё раз практика… и потом вы уже не сможете обходиться без «че в кубе».
  • С маленькими группами проработайте ответы на каждый вопрос (некоторые не сразу понимают, какие ответы подходят) и при необходимости поделитесь примерами со всей группой.
  • Когда будете обсуждать результаты все вместе, записывайте только один самый важный ответ за раз. Не пытайтесь собрать все ответы каждой группы или составить длинный список повторяющихся ответов. Выбирайте уникальные, многозначительные ответы.
  • Быстро пресекайте попытки взобраться по «лестнице умозаключений».
  • Не переходите слишком быстро от вопроса «и что?» к следующему этапу. Связь между наблюдениями и закономерностями не всегда легко заметить. Это самый сложный из всех вопросов. Используйте «лестницу умозаключений» как напоминание о том, что по логике движение идёт «вверх по лестнице» — от наблюдений к действиям.
  • Поощряйте и обращайте внимание на честную обратную связь.
  • Оставьте время на итоговое обсуждение — не умаляйте значение этого этапа, не проводите обсуждение второпях.
  • Возьмите за правило проводить итоговое обсуждение в формате «трёх че», каким бы коротким оно ни было, после каждого события.